Особенности и проблема домашнего насилия

Страница 2

От других форм общественного принуждения насилие отличается тем, что оно доходит до пределов жестокости, характерных для природной борьбы за существование. А от собственной агрессивности оно отличается тем, что апеллирует к праву, справедливости , человеческим ценностям. В этом смысле насилие можно охарактеризовать как право сольного как воздействие силы в закон человеческих отношений.

Любое проявление домашнего насилия является психологической травмой для пострадавших. Чем сильнее травма, тем более тяжелее и длительные последствия она вызывает.

Насилие в семье характеризуется широким кругом последствий, сказывающихся на человеке. Знать обо всех из них мы не можем, всех их не знает даже сам человек, подвергающийся или подвергшийся насилию. Многие из них проявятся только со временем. Но мы знаем о некоторых, наиболее характерных и распространенных из видимых признаках, отличающих женщин и детей, подвергшихся насилию в семье.

Рассмотрим последствия насилия над детьми.

Было подсчитано, что каждый год около 3-х миллионов детей становятся свидетелями насилия в семьях. Дети страдают не только от того, что становятся свидетелями. Они зачастую сами становятся жертвами. Например, около трети мужчин, которые избивают своих партнерш, также подвергаются сексуальному насилию своих детей. До 70% мужчин, прибегающих своих детей насилию (90%, если в семье четыре ребенка и более). К счастью, некоторые из этих детей, несмотря на травмирующие переживания в детстве, сами в будущем не прибегают к насилию. Ученые утверждают, что вероятность передачи склонности к насилию по наследству составляет около 30%. Несмотря на этот факт, что в детстве были свидетелями или подвергались насилию, является важным фактором риска, который может помочь в будущем выявить причастность человека к совершению актов насилия.

Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации «Projekt Harmony» в 1998 году проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта «Предотвращения насилия в семье», так определили понятия «насилие» и «жестокое обращение с ребенком»:

Над ребенком совершено насилие, если:

- его истязатели,

- ему нанесли побои,

- его здоровью причинили вред,

- нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу,

- ребенка запугивали если:

- ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,

- использовали для запугивания свой рост, возраст,

- на него кричали,

- угрожали насилием по отношению другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее)

К ближайшим последствиям насилия над детьми относятся: физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потери сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающиеся у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки.

К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения в физическом и психическом развитии.

У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей- алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию».

Дети, подвергшиеся к жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядит по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности – педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Личность, как социо-культурное образование
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его созна ...

Структура личности и механизмы психологической защиты
Для понимания того, что же есть личность, недостаточно указания на ее социальное происхождение. Важно понимать, что личность – это своеобразное интегрирующее начало, которое придает ее поведению необходимую последовательность и устойчивос ...

Периоды и этапы развития конфликтов.
Эскалация конфликта (от лат. scala – лестница) – это прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущ ...