Стихийные группы и массовые движения

Социальная психология » Стихийные группы и массовые движения

Страница 1

Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Как отмечалось выше, история социальной психологии в определенной степени «начиналась» именно с анализа таких групп (Лебон, Тард и др.).

Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств. Исследование общественного мнения — важный ключ к пониманию состояния общества.

Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Первым исследователем феномена толпы был французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон. В своих работах Лебон отмечает, что толпа агрессивна, несет в себе разрушительные тенденции и в то же время склонна беспрекословно подчиняться лидеру. Личность растворяется в толпе, ее поведение становится бесконтрольным и иррациональным. По мнению Лебона, находясь в толпе, человек приобретает ощущение необыкновенной силы, теряет самоконтроль, готов на такие действия, на которые бы не решился в состоянии индивидуального принятия решения в толпе, у человека исчезает чувство ответственности, при этом уверенность в безнаказанности тем сильнее, чем толпа многочисленнее.

Л. Войтоловский, российский исследователь начала века, напротив, позитивно оценивает действия толпы, утверждает, что не лидер ведет толпу, а толпа направляет действия лидера.

В современной социальной психологии проблема толпы находится в центре внимания таких известных психологов как Московичи и Милграм.

По мнению Щепанского, роль толпы многократно увеличивается в периоды социальных кризисов.

Г. М. Андреева называет 3 основных типа толпы:

1. Толпа — образуется на улице по поводу события; длительность существования зависит от его значимости.

2. Масса — стабильное образование с довольно нечеткими границами, более организованное, сознательное и длительное, чем толпа, но все еще достаточно разнородна и поэтому не слишком устойчива.

3. Публика — кратковременное образование для просмотра зрелища, она более управляема, т.к. собирается сознательно и с целью.

Существуют и другие классификации толпы. Так, толпы разделяют на активные и пассивные. Пассивные толпы в свою очередь делятся на случайную толпу (толпа по поводу неожиданного события), конвенциональную толпу (толпа по поводу оговоренного заранее события, например, концерт или митинг) и экспрессивную толпу (переходное состояние между пассивной и активной толпой). Активная толпа бывает агрессивной, панической и стяжательской (движима желанием обладать чем-либо).

Черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источников. С одной стороны, из официальных сообщений средств массовой информации, которые в условиях массового поведения часто произвольно и ошибочно интерпретируются. С другой стороны, в подобных группах популярен иной источник информации — различного рода слухи и сплетни. У них — свои законы распространения и циркулирования, что выступает предметом специальных исследований в социальной психологии.

Что же касается способов воздействия, реализуемых в стихийных группах, то они достаточно традиционны.

Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя».

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Заключение.
Человек может жить хлебом единым – если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно,Ю когда его желудок постоянно сыт? Сразу же почявляются другие , более широкие потребности и начинают доминирова ...

Выводы
В результате теоретического исследования мы пришли к следующим выводам: Понятие "личность" показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты, и проявляется его сущность, как совокупность всех о ...

Бизнес – леди. Мифы о женском украинском предпринимательстве
Проблемы участия женщин в бизнесе в Украине мало исследованы, в отличие, например, от анализа "женской безработицы" или "бедности". Формирование среднего класса как условие стабилизации общества невозможно представить ...