Личность в группе

Социальная психология » Личность в группе

Страница 1

Платонов так описал общепсихологический и социально-психологический угол зрения на анализ личности:

1. Биологически обусловленная подструктура, которая включает в себя темперамент, возрастные, половые особенности, биологические свойства психики.

2. Психологическая подструктура – индивидуальные свойства отдельных психических процессов через специфику психических процессов у конкретных людей – особенности памяти, эмоций, мышления.

3. Подструктура социального опыта – раскрывается как знания, навыки, умения привычки, приобретаемые человеком в ходе его жизни.

4. Направленности личности, которая понимается как социальная детерминация, которая определяет социально-личностную направленность – влечения, желания, склонности, интересы, идеалы, убеждения.

С точки зрения Платонова к социальной психологии относится только последняя структура личности, связанная с ее социальной направленностью. Леон связывает структуру личности со структурой деятельности и показывает, как за иерархией деятельности стоит иерархия мотивов, за ней – иерархия потребностей. Личность – продукт той системы деятельности, в которой она реализует, строит себя.

В социальной психологии личность традиционно рассматривается в конфигурации из трех блоков проблем: 1) проблема социализации; 2) проблема социальной установки личности; 3) проблемы социально-психологических качеств.

Как социально-психологические свойства личности рассматривают следующие личностные качества.

1. Свойства, обеспечивающие развитие социально-психологических способностей. И здесь свойства, связанные с умением человека оценивать других людей – адекватно, точно.

2. Свойства, которые формируются во взаимодействии человека с другими людьми, такие как конформность, доверие к другим людям или его отсутствие.

3. Свойства, которые Бобнева называет общими социально-психологическими свойствами личности. Они проявляются в отношении к другим людям.

4. Свойства, связанные с общением с другими людьми - коммуникативные свойства.

Другая попытка выделять разные свойства общения основана на рассмотрении общения как трехкомпонентного общения, когда основными сторонами выделяется коммуникативное (общение), интерактивное (взаимодействие), социально-перцептивное (восприятие людьми друг друга).

На основе анализа коммуникативных свойств личности был сконструирован концепт – социально-перцептивной компетентности личности. Из работ когнитивистского направления, в частности, К. Арджирис, межличностная компетенция определяется, как способность точно воспринимать других людей. В. А. Лабунская рассматривает социально-перцептивные способности личности как способности, позволяющие человеку адекватно отражать других людей. Имеются ввиду частные перцептивные способности – наблюдательность, проницательность, имеющие различную степень выраженности у разных людей. Смысл изучения социально-психологических свойств сводится к тому, чтобы задать понятие социально-психологической компетентности личности, чтобы понять, каковы проявления этой социально-психологической компетентности, как можно развивать, совершенствовать. Также создается перечень помех на пути адекватного восприятия других людей, и конструируются способы их устранения. На этой основе создаются специальные социально-психологические тренинги, тренирующие те или иные свойства социально-психологической компетентности.

Проблема социальной детерминированности личности – одна из наиболее разрабатываемых и одновременно по-прежнему актуальных в социальной психологии.

В фокусе внимания социальной психологии личности находится проблема рефлексии человеком своего взаимодействия с социальным окружением, его отношение к факту социального влияния и степень его активности в построении Я. Эта проблема нашла свое отражение в изучении персональной и социальной идентичности личности. Однако сам термин «персональная идентичность» появился в сравнительно недавно в рамках когнитивистского подхода, поэтому можно считать, что изучение «персональной идентичности личности» в других направлениях использовало другие термины, например, термин «Я-концепция».

Страницы: 1 2

Рекомендуем посетить:

Негативные факторы и феномены психологического развития личности подростка
Подростковый период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме ребенка и в его окружении, но связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но ...

Причины развития стиля негармоничного семейного воспитания «Доминирующая гиперпротекция», его влияние на ребёнка.
В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями психологической адаптации. Сформулированы такие понятия, как "семейная психо ...

Что такое стресс
Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседн ...