Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста.
Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Социальные работники должны быть подготовлены к тому, чтобы быть терпеливыми и заботливыми к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.
Нельзя воспринимать старого человека изолированно, вне его жизненного пути. Напротив, то, что он представляет собой сейчас, есть отражение многоаспектного и многослойного становления личности. Биография каждого старого человека представляет собой отражение удавшейся или неудавшейся судьбы, возможно, разломанной или порушенной жизни.
В процессе работы на начальном этапе было отмечено наличие стереотипа мышления, связанного с недоверием к социальному работнику, который был обусловлен возрастной разницей, то есть установка имела следующий вид: "молодой социальный работник не сможет понять проблемы и тревоги человека, который намного старше". В процессе работы (беседы, анкетирование) при помощи технологии проблематизации нами была предпринята попытка снять влияние данного стереотипа по отношению к социальному работнику, а решить проблемы клиента.
Исследования показали, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека. Прежде всего, теряется социальная полнота жизни, ограничивается количество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от социального окружения. Поэтому проводимая работа с пожилыми людьми была направлена на "возврат" их социального окружения и общения для снятия проблемы одиночества.
Таким образом, на заключительном этапе исследования были сделаны выводы, что технология проблематизации является оптимальным способом снятия стереотипов мышления у пожилых людей. Поэтому можно говорить о том, что задачи данной дипломной работы решены и, следовательно, цель достигнута.
Рекомендуем посетить:
Понятия "проблемная
ситуация" и "проблема"
На протяжении своей жизни мы часто сталкиваемся с употреблением слова "проблема" и обычно понимаем под ним либо трудную головоломную задачу, для которой не так просто найти решение, либо какое-то внезапно возникшее затруднении. ...
Основные теоретические представления о феномене
Задатки родителя (будущего) есть абсолютно у каждого человека, у кого-то больше, а у кого-то меньше. Тем не менее, для того, что бы родительство было правильным и эффективным, необходимы не только интуитивные знания и представления об это ...
Изучение «Я» – концепции и мотивации личности
«Я» – концепция, или идеальная представленность индивидов себе как в другом, – важный структурный элемент психического облика личности. Степень адекватности «Я» – образа наиболее часто выясняется при изучении самооценки личности.
Самооце ...