Личность, как социо-культурное образование

Социальная среда и личность » Личность, как социо-культурное образование

Страница 2

Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.

Система взглядов каждого человека, относящаяся к его окружению, состоит из знаний. Формирование общих знаний оказывается возможным отчасти потому, что все человеческие существа обладают сходными биологическими качествами. Физический мир знаком нам преимущественно благодаря воздействию на него, и согласие относительно свойств физических объектов достигается потому, что, манипулируя ими, все люди приобретают сходный опыт.

Общие представления о реальности основываются отчасти на правильном функционировании сенсорных органов. Любые нарушения в протекании сенсорных процессов делают восприятия каждого человека более идиосинкратическими, и возможности достижения согласия ослабляются.

Сходство биологических характеристик, однако, врядли достаточно для объяснения согласия в тех случаях, когда речь идет о значениях чего-то такого, что не может быть непосредственно воспринято или чем нельзя манипулировать. Большинство конвенционных знаний человек усваивает благодаря тому, что другие люди реагируют на его поведение стандартным образом. Значение большинства категорий ясно устанавливается благодаря тому, что реакции других людей институционализируются. Каждое приспособление человека, участвующего в организованных группах, фиксируется в привычку и подкрепляется посредством социальных санкций.

Приобретение конвенционных значений представляет собой научение соответствующим способам опознавания и классификации объектов и развития по отношению к ним принятых способов действия. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей. [7. c.403-407]

Когда новый человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам – начиная с грубого подражания и мало-помалу развиваясь в конвенциальные процедуры.

Именно систематические и однообразные реакции других людей формирует и фиксирует шаблоны поведения индивида. Значения развиваются в процессе естественного отбора. Формы поведения, которые дают человеку возможность успешно приспосабливаться к существующим условиям жизни, сохраняются, чтобы стать частью его ориентации по отношению к миру.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем посетить:

Механизмы установления сходства семантических пространств.
Каким же образом в субъективном мире клиента происходит поиск сходного содержания между сочиняемой сказкой и своим жизненным миром? Клиент, как и психолог, способен толковать сочиняемые сказки. Правда, сходство им осознается лишь при дост ...

Заключение.
Человек может жить хлебом единым – если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно,Ю когда его желудок постоянно сыт? Сразу же почявляются другие , более широкие потребности и начинают доминирова ...

История изучения невербального общения
Невербальный язык был известен и использовался еще с древних времен. Один из ярких примеров – древнегреческий театр масок, в котором внешнему выражению внутренних состояний придавалось большое значение. Актеры по ходу пьесы меняли маски, ...