Социальные ориентации и установки

Социальная среда и личность » Социальные ориентации и установки

Страница 2

Стереотипы — регуляторы поведения. Наиболее изучены нацио­нальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этнически­ми группами, являются частью национального самосознания, имеют выраженную связь с национальным характером. Стереотипы — ду­ховное образование, сложившиеся в сознании людей эмоционально окрашенные образы, передающие значения, в которых есть элемен­ты описания, оценки и предписания. По мнению известных иссле­дователей, сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше сум­мы ложных знаний, однако в силу своей большой обобщенности они значительной информации не содержат. [5. c. 163-164]

Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и др. Национальный стереотип есть инструмент политики.

Причины возникновения стереотипов — общая, тенденция к упрощению игнорированию различий. Они выступают как регуляторы социальных взаи­моотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание своего поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода напряжения.

Сте­реотип и имидж — близкие понятия. Имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обла­дающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.

Имидж — образ, подобие. Имидж наделяет социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характеристиками. Имидж — «полуфабрикат», требует домысливания, стимулирует вооб­ражение, имеет более регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имиджа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функ­цию. Он обладает внушающим воздействием и может превратиться в стереотип. Вместе с социальными мотивами имидж направляет и обусловливает все виды социального взаимодействия, в которые вступают индивиды и труппы. [5. c.166]

На основе экспериментальных исследований выясни­лось, что установка личности к определенным явлениям, ценностям, взглядам, теориям, идеологии может быть выражена посредством шкалы от —5 до +5. Крайне отрицательная установка личности к какой-либо теории, положению, обычаю может быть выражена через —5, крайне положительная - через +5, нейтраль­ная — «нулем», а различные степени положительного или отрицательного отношения — соответствующим чи­слом, отмеченным точкой на шкале между крайними позициями.

Общим результатом функционирования ак­туальной установки является то, что под ее воздейст­вием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция относительно действительности — «позиционность». Позиционность — существенная осо­бенность психической активности человека.

В определенной социальной среде в отношении таких профессий, как, например, учитель, токарь, тракторист, металлург, агроном, существуют различные ориентации. Социальная группа или отдельный человек может характеризоваться различной степенью положительной или отрицательной установки к указанным явлениям и ценностям. Их социальная активность значительно определяется именно тем, какие у них имеются социальные ориентации, установки. Поэтому ясно, что знание закономерностей формирования и смены такого рода социальных установок имеет большое практическое значение. [7. c. 176]

Страницы: 1 2 

Рекомендуем посетить:

Факторы и условия, влияющие на формирование агрессивного поведения
Исследование личности с отклоняющимся агрессивным поведением показало, что они характеризуются разной степенью деформации системы внутренней поведенческой регуляции установок, ценностно-нормативных представлений, рефферентных ориентаций. ...

Сущность делового общения
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названн ...

Формирование первых парадигм
С 60-х годов XIX в. Начался новый период развития психологической науки. Основными характерными чертами которого являются: 1. Появление первых научных парадигм, институтов и профессионального психологического сообщества, 2. Формирование ...