Методы исследования малых неформальных групп

Страница 1

Наиболее полно методики изучения малых неформальных групп описал М.В. Кроз.

Для изучения структуры и границ малых групп используют со-циометрию, обычный социометрических опрос. Главное в данном случае состоит в обработке данных. Здесь нужно «вытащить» всю цепочку взаимно положительных выборов и расположить их вдоль социометрации. В результате «проявится» состав одной группы, потом второй, третьей и т.д. Границей группы является обрыв цепочки взаимных выборов.

К числу методов, которые может использовать социальный педагог, можно отнести наблюдение, опрос, социометрические методики, тесты, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок и т.д.

Диагностика подростковых и юношеских групп имеет целью определение направленности группы, ее состава, структуры взаимоотношений и подчинения, уточнение комплекса установок и ориентации.

К диагностируемым количественным показателям относят: возрастной и численный состав группы; социальный и половой состав; длительность ее существования, частоту и продолжительность встреч членов; места встреч; криминогенную зараженность членов; уровень группового развития на основе самодиагностики; ответственность за групповую деятельность.

К диагностируемым качественным показателям относят:

· подготовленность к совместной деятельности, которая выражается в ее эффективности и результативности;

· характер, цели, мотивы и направленность деятельности;

· уровень организованности, сплоченности, устойчивости, конфликтности, групповой приемлемости; внутригрупповую структуру; типы общения и отношений;

· групповые интересы, потребности и способы их удовлетворения, нормы и ценности; способы воздействия на группу. Процедура диагностики в данном случае может осуществляться психологом по ходатайству социального педагога.

К числу методов, которые может использовать социальный педагог, можно отнести наблюдение, опрос, социометрические методики, тесты, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок и т.п. Выбор методов диагностики определяется целью обследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т.п.), учет которых необходим для более точного измерения.

В деятельности социального педагога используется паспортизация подростковых и юношеских групп. Паспорт неформальной подростковой группы заполняется в результате анализа бесед с членами подростковых групп, сопоставления информации, полученной от разных подростков, после чего проводится как взаимодополнение, так и исключение ложной информации (см. приложение). Возможны методы включенного наблюдения, предполагающие, что исследователь по возрасту и характеру поведения особо не выделяется среди членов неформальной группы. Следуя опыту деятельности ПДН, систематизация паспортов подростковых и юношеских групп может проводиться не только по критерию направленности, но и по их территориальной принадлежности, месту проживания (обучения) лидера.

В программу диагностики группы включается комплекс методик, предназначенных для изучения личностных особенностей лидера (лидеров) данной группы. Лидер зачастую определяет направленность группы, ее открытость внешним контактам, возможность переориентации, коррекции установок и деятельности группы. Самостоятельным направлением выступает диагностика социального окружения, в котором живет и действует та или иная группа. Внимание концентрируется на уточнении места и роли группы в структуре того или иного коллектива, общества в целом. В рамках проведения диагностических процедур необходимо особо выделить методы прогнозирования поведения группы. Цель прогнозирования - выявить возможные позитивные моменты в работе с той или иной группой. Логика рассуждения выстраивается по следующим позициям: как изменяются интересы и потребности группы, каковы устойчивость группы и ее будущность.

Самостоятельным направлением выступает диагностика социального окружения, в котором живёт и действует та или иная группа. На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает проблемы о том, что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и степень подготовки учащихся, как фиксировать и использовать результаты. Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса и результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую. Первая, как ясно уже из сказанного ранее, состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Итак, педагогическая диагностика имеет предметом три области: результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой).

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Индивидуальное, общее и особенное в личности
Все психологические свойства имеются каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, в чем именно в чем именно состоят особенности взглядов, мотивов, отношений и др. Трудно найти двух человек, у которых они были бы оди ...

Психологические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст. Подростковый возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Полного сог ...

Готовность детей с нарушениями в развитии к школьному обучению
К концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей не формируется психологической готовности к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для пере ...