Специфика социально-педагогической работы в современных условиях с МНГ

Психологические материалы » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Специфика социально-педагогической работы в современных условиях с МНГ

Страница 3

К группам особого психологического внимания можно отнести детей, имеющих: физические изъяны; различные психологические проблемы и комплексы; различия в умственных способностях (учащиеся с опережающим и отстающим развитием).

Для того чтобы школа могла выступить в качестве одного из уровней профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, став более привлекательной для учащихся, требуется:

- развитие школьного самоуправления как средства формирования демократического и толерантного уклада школьной жизни;

- изменение институциональных условий жизни школы в сторону большего многообразия и гибкости, увеличения для учащихся ситуаций самостоятельного выбора, вариативности содержания образования;

- включение в образовательную программу школы технологий, направленных на формирование социально ответственного поведения и расширения социальной практики учащихся;

- расширение возможностей системы дополнительного образования;

- создание условий для осуществления детских проектов и инициатив за рамками школы, в реальном жизненном пространстве;

- обеспечение возможностей для «встречи» с состоявшимися взрослыми;

- развитие социального партнерства школы и уход от практики взаимных претензий: социум – школе и наоборот;

- включение в содержание школьного образования программ развития функциональных умений, в том числе практических социальных умений, необходимых для реализации определенных социальных ролей.

В современных условиях очень важно чтобы специалист по социальной работе работал совместно с родителями и педагогами. Находил способы взаимодействия с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит, на каких принципах строится общение в той или иной группировке, что ценного видит подросток, участвуя в таких объединениях. Отсутствие со стороны взрослого осуждения, критики делает подростков более открытыми в общении. Социальный педагог, сумевший найти контакт с такими ребятами, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности подростков и постепенно привлечь их к участию в организованных действиях. Важное направление в работе специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье. Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому ученые разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодежными объединениями.

Другим профилактическим средством является выведение неформальных молодежных объединений из «подполья». Некоторые педагоги, социологи предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен. При работе с малыми неформальными группами учащихся возможны следующие варианты: - переориентация лидера группы и последующее воздействие через него на всю группу; в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное техническое училище или в спецшколу); - включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и тому подобное) и организация последующего их влияния на остальных участников группы неформальных молодежных объединений; - приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководством опытного, авторитетного воспитателя. Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы и дифференцированный подход к каждой группе (В.С. Овчинский). В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер. [29;32]

Исследования ученых свидетельствуют, что силовые, жесткие методы, малоэффективны, хотя и применяются, а вот если социальный педагог находит общий язык с подростками, если «неформалы» видят, что общество пытается их понять, помочь им, то подростки идут на контакт, рассказывают о своих проблемах, об успехах и именно такая двусторонняя связь, между «неформалом» и социальным педагогам, налаженная путем подбора «ключика» к душе подростка и становится основой в профилактической работе или в социально-педагогической коррекции подростка, его поведения и взглядов.

Социально-педагогическая деятельность в качестве субъекта имеет многочисленные неформальные группы учащихся. Самостоятельным направлением этой деятельности выступает использование возможностей групповой деятельности в интересах реабилитации, поддержки личности.

Важным условием успешной работы с малыми неформальными группами подростков является консолидация усилий социального педагога с родителями и педагогическим составом. В зависимости от типа и характера объединения «неформалов» выделяют три основных направления социально-педагогической работы: первое - это агитация молодежи, если движение просоциально; второе - это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом; третье направление - перенацеливание лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков- «неформалов» находящихся в непосредственной близости.

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем посетить:

Конфликт: его понятие и сущность
Как показывает практика, конфликт часто ассоциируется с негативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, враждебность, обида, досада, боль, травма, стресс, апатия, ярость, гнев и т.д. Несмотря н ...

Особенности развития личности в позднем возрасте
В научной литературе широко распространено мнение о заострении или огрубении в старости присущих человеку личностных черт. Так, А.У. Тибилова считает, что характерологические изменения, свойственные нормальному старению, можно рассматрива ...

Классификация видов стресса
Вследствие слишком широкого и расплывчатого определения термина стресс, а также разной его трактовки различными авторами, единой классификации, способной представить все характерные черты отдельных видов стресса, составлено не было. Разли ...