Организация исследования детско-родительских отношений в семьях детей с болезнью Дауна

Психологические материалы » Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна в семье » Организация исследования детско-родительских отношений в семьях детей с болезнью Дауна

Страница 2

В нашем исследовании приняли участие 15 семей, имеющих детей с синдромом Дауна в возрасте 5-6 лет. Эти дети посещают «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения ДОУ «Росток», в г.Йошкар-Ола.

Мы предположили, что успешность социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье зависят от благоприятных социальных условий и детско-родительских отношений.

Для того, чтобы проверить успешность социально-психологической реабилитации, мы решили изучить детско-родительские отношения в семьях детей с синдромом Дауна.

Для выяснения того, как родители знают своего ребенка и как они к нему относятся, можно использовать методы беседы, опроса, анкетирования. Конечно, в каждом случае такой сбор информации имеет свои «ключевые вопросы и слова». Мы предложили родителям ответить на вопросы анкеты. Эти вопросы помогут понять, насколько родители интересуются жизнью ребенка и как они участвуют в этой жизни (см. Приложение 1).

Среди семей, участвующих в исследовании, 5 являются полными, то есть у ребенка есть мама и папа. У семи детей есть старшие брат или сестра. В семи семьях ребенка с синдромом Дауна воспитывают мама с бабушкой, из них в трех семьях есть дедушка.

Две семьи – одинокие мамы с двумя детьми, один из которых – с синдромом Дауна. Старшие дети оказывают мамам посильную помощь в воспитании и уходе. И в одной семье мама воспитывает мальчика с синдромом Дауна одна (см. рис.1).

Рис.1. Состав семьи детей с синдромом Дауна

Как видно на рисунке 2, большинство родителей отмечают такие положительные качества своих детей как доброта и жизнерадостность.

Рис.2. Положительные качества детей с синдромом Дауна

На рисунке 3 показаны отрицательные черты в поведении детей, которые не устраивают их родителей. Шесть семей называют невнимательность. Родителям не нравится, что дети быстро утомляются, не слушают, когда им читают, недостаточно самостоятельны.

Рис.3. Качества детей, которые не устраивают их родителей

Девять семей из 15-ти отмечают, что их дети не всегда достаточно внимательны на учебных занятиях. Двое детей устают почти сразу после начала занятий. Пятеро могут заниматься не уставая в течение 15-20 минут. И только двое не устают в течение 30 минут.

Двое детей владеют навыками самообслуживания частично, остальные относительно самостоятельны в пределах их возраста. Девять детей относительно хорошо рисуют, лепят из пластилина, вырезают ножницами из бумаги. Десять родителей считают, что их дети достаточно ответственны. Девять детей усвоили правила поведения в общественных местах.

Все дети с удовольствием посещают детский сад. Родители всех 15-ти детей ответили, что считают их достаточно способными. Девять родителей считают, что их дети полностью готовы к школе.

Все родители проявляют заинтересованность в развитии своих детей и отмечают большую помощь педагогов и психологов ДОУ «Росток» в воспитании и обучении их детей.

Таким образом, успешность социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье зависят от благоприятных социальных условий и детско-родительских отношений.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем посетить:

Рекомендации по организации оптимальных условий развития мотивации достижений младших школьников
Учитывая результаты проведенного исследования, и проанализировав доступные источники по проблеме мотивации, можно предложить рекомендации для учителей по развитию мотивации достижений учащихся. Немотивированный ученик станет мотивированн ...

Возрастные особенности младшего подросткового возраста
Отрочество является периодом жизни, анализ которого требует использования понятия развития, и термины «изменение», «модификация», «преобразование» и другие постоянно используются при описании различных аспектов взросления. Как констатируе ...

Структура личности и механизмы психологической защиты
Для понимания того, что же есть личность, недостаточно указания на ее социальное происхождение. Важно понимать, что личность – это своеобразное интегрирующее начало, которое придает ее поведению необходимую последовательность и устойчивос ...