Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения

Психологические материалы » Социально-психологическая адаптация младших подростков » Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения

Страница 4

2. Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам — это прежде всего ответственная осознанная позиция школьника, позиция субъекта внутришкольных отношений. Другое отношение к педагогам заключается в переходе от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка отношений к отношениям межличностным. Школьнику предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать ее с уважением к мнению старшего.

3. Новая личностная позиция по отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в новом социальном микросообществе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.

Формированию этих позиций учащихся способствует психологическая работа по развитию навыков общения, повышению уровня социальной зрелости в специально организованных тренингах.

В целом предпосылки готовности ребенка к переходу к обучению в средней школе можно представить в психолого-педагогическом статусе пятиклассника. Для своевременного планирования и осуществления профилактики дезадаптации к новым условиям обучения в средней школе диагностику готовности школьников к переходу в среднее звено лучше проводить заблаговременно — в середине 4 класса. Выявив предпосылки готовности, осуществив необходимую профилактическую работу, педагогический коллектив совместно с психологом создают продуктивную образовательную ситуацию на ближайшие годы обучения. Диагностика готовности школьников к переходу в среднее звено осуществляется как педагогами, так и психологами [23, c.58].

Цель работы педагога-психолога может быть определена как создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Она направлена прежде всего — на интересы ребенка и лишь во вторую очередь — на задачи учебного процесса. Главное не в том, чтобы приспособить ребенка к ситуации обучения в средней школе, а в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие. При необходимости — и за счет снижения планки образовательных задач.

В работе выделяются два взаимосвязанных этапа: Первый этап — формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации — охватывает второе полугодие выпускного класса. Второй этап — создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации — это первое полугодие пятого класса.

Этап формирования готовности, по своим задачам и по формам работы с детьми, преимущественно — педагогический. Конечно, он предполагает разнообразную и значимую работу психолога. И все же главное — в создании педагогической преемственности программ и организации учебного процесса в начальной и средней школе [19, c.30].

Этап социально-психологической адаптации. Главное — в создании в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий.

Прежде всего, уже в середине года администрация школы должна иметь четкие представления о том, какая команда педагогов «возьмет» выпускные классы начальной школы и поведет их дальше.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Условия успешного воспитания
Условия успешного воспитания можно определить как экспериментально выявленные причины, влияющие на функционирование системы и относящиеся к окружающей ее среде. Г. Нойнер пишет: “На воспитательный процесс . воздействуют определенные прос ...

Бизнес – леди. Мифы о женском украинском предпринимательстве
Проблемы участия женщин в бизнесе в Украине мало исследованы, в отличие, например, от анализа "женской безработицы" или "бедности". Формирование среднего класса как условие стабилизации общества невозможно представить ...

Положение женщины в профессиональной сфере.
В современном обществе мало кто выступает против участия женщин в обеспечении семейного благосостояния. Согласно опросам украинских граждан 75% согласны с тем, что и муж и жена должны делать вклад в семейный бюджет. Но, не смотря на это, ...