Способы разрешения конфликтных ситуаций.

Страница 2

В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные

стороны и за счет этого сохранять самообладание и толерантность»[13].

Упражнение № 2.

«Участники группы объединяются в пары и разыгрывают любую конфликтную ситуацию. Двое участников разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии следующие принципы управления конфликтом:

- полный контроль за собственными эмоциями, которые, как правило, мешают оценивать происходящее;

- анализ подлинных причин конфликта, которые могут скрывать оппоненты за мнимыми причинами;

- локализация конфликта, т.е. установление его четких рамок и стремление к сужению области противоречия;

- отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешают людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении конфликтующей стороны;

- переформулирование аргументов оппонента, которые просто не стоит отвергать в том порядке и в тех пропорциях, в которых они изложены; лучше попытаться перевести их на понятный вам язык, выделяя опорные смысловые моменты;

- достаточная активность, поскольку даже отступая можно сохранить спокойный эмоциональный тон отношений.

В процессе обсуждения участники решают, какие пары наиболее конструктивно и толерантно нашли выход из конфликтной ситуации.

Упражнение № 3.

Участники разбиваются на две команды. Выбрав тему для обсуждения и совместно выдвинув критерии оценки деятельности руководителя (вовлекать пассивных участников и приостанавливать затянувшиеся монологи, быть тактичным к выступающим, доказательность, логика, четкость формулировок, соответствие теме) и систему оценок (в баллах), группа избирает руководителя дискуссии. После завершения обсуждения выбранной темы ведущие объявляет и комментирует результаты. В заключении – коллективное обсуждение хода дискуссии.

Примером темы обсуждения может быт вопрос о толерантности в межнациональных отношениях: в правительстве многонационального государственного образования должны ли находиться представители всех национальностей, проживающих на его территории?»[14]

Упражнение № 4.

«Техника «Сценарий обиды».

Закройте глаза и представьте себя гениальным режиссером и не менее гениальным актером; выстройте сначала фильм о своей обиде в виде трагедии (как индийские фильмы, где героев мучают, не дают им жить); а потом этот же фильм – в жанре комедии (вас по прежнему мучат, но все это идет уже под флагом юмора). Или же другой вариант подхода: представьте туже самую трагедию в виде философской притчи, найти в этом глубокий смысл, взглянуть на все немного отстраненно[15]».

Упражнение № 5.

«Техника «Взгляд из будущего».

Мысленно посмотрите на вашу настоящую обиду из будущего, перенеситесь вперед хотя бы на год, а лучше на пять, и вы почувствуете большую разницу между ее теперешним восприятием и тем, как бы вы ее восприняли когда, ибо … время рассасывает обиды и смягчает боль[16]».

Упражнение № 6.

«Техника «Три ступени защиты».

Гнев, да и вообще злоба агрессия могут иметь защитные клапаны. Мы можем не высказать человеку все, что мы думаем, а просто подумать, как именно мы бы с ним расправились. Не разражаться гневом, не идти на физическое воздействие, на агрессию, а мысленно проработать варианты отмщения, жесткого разговора и т. д. Это некая мысленная агрессия, мысленный гнев, мысленная месть. В крайнем случае можно высказать ему все в ругательной форме, циничной (с бранью), но не переходить к физическим действиям»[17].

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Сущность, структура и цели влияния
Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в социальную среду, которая воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто влияет на людей и ...

Специфика социально-педагогической работы в современных условиях с МНГ
Социально-педагогическая деятельность с группами различной направленности может реализовываться по нескольким направлениям: · использование потенциала существующих просоциальных групп с целью решения задач педагогизации социальной среды, ...

Проблема толерантности и путей ее формирования.
Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandbe ...