Социально-психологическое обеспечение руководства малыми группами

Психологические материалы » Социально-психологические характеристики малых групп с внешним статусом » Социально-психологическое обеспечение руководства малыми группами

Страница 5

Искусство создания мотивирующих воздействий состоит в том, чтобы актуализировать реальные резервы личности, не выходя за объективные пределы ее возможностей. Формирование мотивационной структуры индивидов в ходе совместной деятельности возможно посредством поддержания и развития полезных навыков, стереотипов поведения, что требует целенаправленного воздействия на их сознание и связанную с ним эмоционально-волевую сферу деятельности субъектов и объектов деятельности, изменения и формирования наиболее устойчивых психических механизмов регуляции поведения ценностных ориентации и установок.

Специфика формирования ценностных ориентации членов малых групп с внешним статусом характеризуется тем, что они проходят определенный период социализации, усваивая новые социальные свойства и качества. Этот процесс является процессом динамического формирования личности посредством деятельности. Общая структурная схема механизмов регуляции ценностных ориентации в свете современных представлений может быть представлена в виде трех уровней в зависимости от степеней включения личности в групповую деятельность [6,13].

Первый - уровень предметной деятельности индивида. На этом уровне для регуляции социальной деятельности групп могут быть использованы предметные ситуации.

Второй уровень определяет условия группового общения индивида. Начиная с этого уровня, структура диспозиции механизмов регуляции ценностных ориентации содержит три основных компонента: эмоциональный (оценочный, определяющий личный статус, положение индивида в иерархии межличностных отношений), когнитивный (рассудочный) и собственно поведенческий.

Третий (высший) уровень механизмов регуляции ценностных ориентации образует система ценностных ориентации личности на цели жизнедеятельности и средства их достижения.

В работах [6, 13] подчеркивается наличие зависимости системы ценностных ориентации индивида от социальных условий жизни. В результате если выделить в системе ценностных ориентации личности ядро субъективных отношений к общим социальным условиям ее жизнедеятельности, то это ядро будет определять жизненную позицию личности, баланс направленности её интересов.

В этих условиях формы и методы, активизирующие активное творческое начало индивидов в группе, обеспечивают стимуляцию поиска членами группы личностного смысла. Тем самым обеспечивается регуляция ценностных ориентации индивидов на верхнем уровне диспозиционной иерархии личностей членов групп.

Активное применение мотивационно-регуляционных механизмов регуляции деятельности индивидов в группах в настоящее время сдерживается из-за отсутствия системных исследований глубинных механизмов формирования личности в процессе деятельности [39]. Кроме того, в настоящее время отсутствует общая методология динамичной организации деятельности индивидов в зависимости от условий их совместного функционирования, на основании которой могла бы быть разработана стратегия воспитания в процессе деятельности самостоятельно мыслящих людей.

Такая постановка проблемы социально-психологического обеспечения руководства малыми группами отражает принципы рассмотренной выше концепции социального детерминизма, а также вытекающие из нее общие положения теории управления состояниями малых групп. В частности, обращаясь к упомянутому выше принципу соотношения внешнего и внутреннего в детерминации социальной деятельности групп, необходимо отметить, что с точки зрения общей теории управления важнейшим принципом динамичного существования внешних и внутренних детерминант социального управления является принцип необходимого разнообразия [4, 10]. Согласно этому принципу успешно справиться с разнообразием в управляемой системе может только такое управляющее устройство, которое само обладает достаточным разнообразием. Закон необходимого разнообразия в данном случае служит одновременно законом необходимого объема и качества знаний о социально-психологических механизмах регуляции поведения личности и коллектива, а также законом необходимого объема и качества внешних и внутренних средств реализации этих знаний в практике управления малыми группами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем посетить:

Особенности мышления человека, способствующие возникновению стереотипов
В отдельных случаях человек может контролировать мышление, отчасти свое, но в большей степени чужое. И это он, безусловно, может делать при наличии знаний правил логического мышления. Но именно в отдельных случаях, а не постоянно. Дело в ...

Этническое возрождение на территории «постсоветского» пространства
Итак, с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие. Рост этнической идентичности, затронувший ...

Природа возникновения кризиса
Каждый из нас на протяжении всей предшествующей жизни неоднократно встречался с понятием "кризис". Оно широко используется в нашей повседневности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе обще ...