Подходы к исследованию ассертивного (уверенного) поведения подростков

Психологические материалы » Социально-психологический тренинг ассертивности в работе психолога с подростками » Подходы к исследованию ассертивного (уверенного) поведения подростков

Страница 4

Сложилась традиция описывать ассертивное поведение через некоторый набор правил (прав), которые соблюдает в своем поведении ассертивный человек.

М. Дж. Смит, считал, что с точки зрения прав личности — человек осведомлён о собственных правах, пользуется ими и, при необходимости, отстаивает свои права. В то же время ассертивный человек признаёт за окружающими такие же права и стремится строить взаимоотношения без нарушения чьих-либо прав.

Итак, с точки зрения Смита, каждый человек имеет право:

1. сам судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и нести ответственность за последствия;

2. не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих свое поведение;

3. сам решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей;

4. менять свои взгляды;

5. совершать ошибки и отвечать за них;

6. сказать "я не знаю";

7. не зависеть от доброй воли других людей;

8. поступать нелогично;

9. сказать другому "я тебя не понимаю";

10. сказать "меня это не волнует".

В случае возникновения дисбаланса «мои права – чужие права» поведение становится пассивным (у меня прав меньше, чем у окружающих) или агрессивным (у меня прав больше, чем у окружающих). Манипуляция с точки зрения прав личности скорее агрессивна, так как объект манипуляции не использует часть своих прав по неосведомлённости, сознательно или «по забывчивости». Интересен случай «у меня нет прав, у окружающих нет прав» — предельный случай пассивности, похоже на смерть личности [33;15].

Умелое и успешное применение этих прав предполагает использование коммуникативных приемов, которым легко обучить как детей, так и родителей. В основе всех приемов - взаимное уважение, доброжелательная настойчивость, вежливая требовательность (11).

Отметим, что сформулированные правила частично присутствуют в традиционных работах по педагогической коммуникации .

Проведенный анализ теоретических положений описания ассертивности зарубежными и отчественными исследователями позволяет нам сформулировать следующие коцепции к рассмотрению ассертивности.

Согласно одной из концепций, ассертивность заключается в спонтанности поведения. Человек легко, не регламентируя, выражает свои чувства и желания. По мнению авторов концепции, проявление спонтанности освобождает человека от ложных авторитетов, ритуалов и условностей и предоставляет возможность быть самим собой. К сожалению, в этой концепции не может не настораживать декларация индивидуализма, которая, будучи воспринята буквально, рискует привести к печальным последствиям: сотрудник может перестать считаться с принятыми нормами, начать вести себя исходя из собственных представлений (В. Капони, Т. Новак).

Исследователи, рассматривающие ассертивность как настойчивость, абсолютизируют значимость упорства в достижении своих целей. Данная концепция возникла как альтернатива агрессивному и пассивному поведению, модели которых свойственны многим людям с нарушенной самооценкой (А. А. Лазарус, А. Вайнер, В. Высоцкий).

Третья концепция рассматривает ассертивность как адекватность. В этом контексте ассертивность подразумевает, что сотрудник в процессе взаимодействия с коллегами и руководством, прежде всего, действует сообразно обстоятельствам. В зависимости от возникшей ситуации, он реагирует на те или иные возникающие перед ним трудности гибко, варьируя свое поведение в рамках принятых в компании стандартов. Ассертивное умения согласно данной концепции, среди прочих, предусматривают умение вести себя конструктивно, не доставляя своим поведением неприятностей коллегам, умение тактично и вежливо настаивать на своем, умение принимать и предоставлять обратную связь, и, вместе с тем, умение действовать убедительно в контексте достижения поставленных целей (А. Солтер, М. Розенберг, М. Дж. Смит, Рении Фричи).

Таким образом, ассертивное поведение в коммуникативном педагогическом процессе - это оптимальный вариант общения учителя с учениками и родителей с детьми, приводящий к формированию самостоятельной и ответственной личности, способной успешно решать проблемы - психологические, образовательные и др. А это и есть цель современного гуманистического образования.

Отмечается недостаточная проработанность исследуемой проблемы в педагогической и методической литературе. В современном стандарте не уделяется внимания этой стороне процесса развития образования, тогда как, например, учебные планы образования США содержат специальный раздел, в котором акцентируется внимание на формирование таких качеств у учащихся, как вера в свои силы, положительная самооценка, самоуважение, демонстрация взаимопонимания и дружелюбия, умение организовывать свой труд, свою жизнь. В процессе обучения на личностный фактор обращается особое внимание [27;21].

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, интонация голоса, а также различные сочет ...

Классификация задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения разв ...

Особенности проведения обследования детей дошкольного возраста
Чем младше ребенок, тем более непосредственным может быть его поведение в ситуации взаимодействия (у ребенка нет рефлексивного анализа того, как его поведение оценивают другие взрослые). Ребенок естественен в своем поведении, которое пока ...