Характеристика процесса переживания кризиса

Страница 2

 непродуманные скоропалительные импульсивные решения (при быстром развитии кризиса) и потеря способности объективно оценивать и прогнозировать дальнейшее развитие событий (при медленном развитии кризиса);

 забывание обязательных, чаще ритуальных мероприятий (посещение кружков, секций, собраний, встреч и др.).

4). Серьезные перемены в поведении. По своей сути эти перемены являются стихийными попытками компенсировать боль потери, использовать первые попавшие, но не самые продуктивные средства.

Перемены в поведении обычно сводятся к следующему: отказ от привычного образа жизни и любых социальных контактов;

 отказ от видов деятельности, доставлявших раньше удовольствие (например, от секса, увлечений и др.);

 злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, усиленный прием различных химических препаратов.

Таким образом, главное для перемен в поведении - это изоляция и различные непродуктивные виды ее компенсации. В чем опасность изоляции? Она не позволяет переключиться, использовать другие ресурсы, использовать продуктивные виды компенсации.

5). Депрессивное настроение. К основным его признакам относят:

 сниженный жизненный тонус;

 подавленное настроение;

 потеря интереса к внешнему миру ("Нет ничего, заслуживающего усилий и внимания»);

 ощущение апатии и усталости;

 всеохватывающее, негативное отношение к себе и к другим людям "Окружающее кажется холодным и безнадежным, - пишет Г.Перри, - и может возникнуть ощущение, что нет никакого смысла в дальнейшем существовании"; [21;169]

 навязчивость тоскливых мыслей.

Депрессивное настроение со временем может перерасти в клиническую депрессию, если кризис длителен и не получил позитивного разрешения. Основные ее признаки:

 настроение почти всегда крайне подавленное;

 длительные расстройства сна, задумчивость;

 потеря аппетита;

 мысли о самоубийстве;

 замедленные реакции (человек начинает делать все очень медленно, с задержкой отвечает, когда к нему обращаются и др.);

Таким образом, всякий кризис обычно сопровождается двумя последовательными альтернативными процессами:

 избежанием правды и психическим поглощением проблемой;

 формирует индивидуальный комплекс эмоциональных специфических и поведенческих компонентов (индивидуальный - потому что он неповторим в своей уникальности; специфических - потому что он проявляется главным образом в кризисной ситуации).

Страницы: 1 2 

Рекомендуем посетить:

Исследование социально – психологической готовности к школе детей
Проведение диагностирующего эксперимента осуществлялось на базе МДОУ № 59 «Центр развития ребенка – детский сад «Золушка» и МОУ №18 предшкольного образования. Для исследования были определены две группы детей. Первая группа состояла из д ...

Стратегии мышления
Мыслительная деятельность человека всегда была тайной за семью печатями. Еще со времен Аристотеля ученые мужи пытались раскрыть особенности процесса мышления, определить его истоки и резервы. Каждая историческая эпоха подарила нам своих ...

Анализ учебной мотивации и психологического благополучия подростков как факторов образовательной среды
До недавних пор считалось, что в нашей стране одна из самых лучших систем образования. В начале нового тысячелетия было проведено международное исследование, направленное на измерение уровня знаний и умений учеников 10-х классов по разным ...