Основные подходы к изучению социальных стереотипов в отечественной и зарубежной психологии

Психологические материалы » Социальные стереотипы поведения современной молодежи » Основные подходы к изучению социальных стереотипов в отечественной и зарубежной психологии

Страница 3

В работах, последовавших за "Общественным мнением", представители "традиционного подхода", аксиоматически приняв тезис о стереотипах как о защите от сложности, неоднозначности мира, главной темой исследований сделали постулат о нелогичности, ложности и несовершенстве социальных стереотипов. Как это часто случается в науке, начался длительный период поиска эмпирических фактов, неопровержимо подтверждающих отрицательный характер стереотипов. Признав то, что стереотипы являются генерализацией, причем наиболее элементарной, грубой, исследователи делали вывод, что социальные стереотипы

вредны и несправедливы. Социальные психологи в основном сконцентрировались на национальных и этнических стереотипах и согласились рассматривать эти стереотипы.

Социальные стереотипы были объявлены источником или причиной социальной несправедливости. Анализируя проблему этнических стереотипов, советский этнограф Ю. В. Бромлей определял стереотипы как упрощенные и обычно искаженные представления одной группы о представителях другой. "Такие стереотипы в прошлом часто начинали складываться под влиянием первых путешественников, которые обычно обращали внимание на какие-то странные черти облика или поведения у встреченных им народов. Так, в широко распространенный в Британии стереотип африканского негра входят такие компоненты, как ребячливость, низкая умственная способность, сверхсексуальность, неопрятность, аморальность, неприятный запах от тела; нетрудно заметить, что все эти компоненты, за исключением, может быть, ребячливости, имеют явно негативный характер ."[10]

Такие пути развития теории вели в тупик, ибо не ставили задачи найти ответы на основные вопросы о причинности, механизмах формирования социальных стереотипов.

Общим для американских исследований является то, что они в основном посвящены антростереотипам (то есть образам, формируемым в определенной социальной группе), их роли в сфере социальной и политической.

Изучение социальных стереотипов успешно продвигается в Польше благодаря старым научным традициям и современному интересу к проблеме. Доминируют исторический и общетеоретический подходы (А.Шафф, А.Бондар, А.Барциковский, А.Колосковская и др.).

Большое внимание в работах ученых Германии и Франции уделяется стереотипизации как процессу формирования стереотипов. Речь идет о приверженности стереотипам, склонности пользования ими в определенных ситуациях. Недостатком этих исследований является ограничение внимания к проблемам стереотипов теоретическими вопросами, без установления связи между стереотипами и конкретным действием.

В последние 15-20 лет широко распространенным становится понимание стереотипов как продукта нормального когнитивного процесса, а стереотипизации - как составной части этого процесса. Этой точки зрения придерживались, в частности, Р.Нисбет, М.Росс, Д.Л.Гамильтон, Н.Кэнтор, Дж.Форгас, А.Г.Миллер, К.Макколи, М.Сегал, К.Ститт, В.П.Трусов, В.Н.Куницына, П.Н.Шихирев, В.С.Агеев и др. Вместе с тем, определение стереотипа как продукта когнитивного процесса противоречит традиционной точке зрения на социальные стереотипы как на иррациональное изолированное явление.

Существует положение, что концепции социального стереотипа разрабатывались преимущественно в рамках трех социально-психологических парадигм: психоаналитической, необихевиористской, и когнитивной. Следует признать, что в настоящее время большинство исследований стереотипа осуществляется в рамках когнитивного направления, что дает основания для весьма радикальных заявлений: «Когнитивный подход не претендует на сравнение с другими теориями, этого просто невозможно сделать. Психоаналитическая и бихевиористская теории стереотипа не прошли эмпирического подтверждения, они просто «вышли из моды».

В то время как достижения когнитивного подхода весьма плодотворны».[11]

Следует отметить, что концепции стереотипа, относящиеся к психоаналитическому подходу достаточно разнообразны. Основой подобного положения выступает, прежде всего, неоднородность самого психоаналитического подхода, связанная с выделением в его рамках теорий различного уровня анализа: от индивидуалистских теорий З. Фрейда, А. Адлера и др. до собственно социальных теорий К.-Г. Юнга, Э. Фромма и С. Московичи. Соответственно обращаясь к психоаналитическим концепциям социального стереотипа, по нашему мнению, следует выделять теории двух уровней. Критерием их выделения становится вопрос о генезисе и функциях стереотипа. Если в первом случае акцент делается на значительное влияние личности на формирование стереотипа, ему приписываются личностные функции, то во втором - постулируется социальная природа данного феномена, в центре внимания оказываются его социальные функции. Таким образом, к основным теориям стереотипа, разработанных в рамках психоаналитического направления относятся индивидуалистские (концепция, разработаннаяТ. Адорно и М. Хоркхаймером в рамках исследовательского проекта «Авторитарная личность»; концепция «потребности в статусе и принадлежности») и социальные теории (концепции С. Московичи, К.- Г. Юнга).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Сотворчество педагога и учащегося в художественном образовании
Сотрудничество и сотворчество неотъемлемые, взаимосвязанные элементы педагогического процесса. И в каждом из описанных в предыдущей главе способов сотрудничества всегда присутствует доля сотворчества. Но рассмотрим отдельно сотворчество в ...

Психическое и идеальное
Весьма часто "психическое" означает "сознание", "духовное", "субъективный образ" или даже употребляется как равнозначное "идеальному", что является данью традиции, идущей от тех времен, ко ...

Кризисы развития зрелых возрастов
Главная особенность развития в зрелом возрасте – минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека – его опытом, родом занятий, установками и т.д. ...