Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Психологические материалы » Специальная дошкольная педагогика и психология » Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Страница 3

врожденное нарушение развития;

несчастный случай, стихийное бедствие;

производственная травма;

профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;

дорожно-транспортное происшествие;

участие в боевых действиях;

экологические преступления;

болезнь;

прочие причины.

Классификация детей с ЗПР на основе этиологического принципа (К.С. Лебединская), представленная четырьмя группами: задержки психического развития

Конституционального происхождения.

Соматогенного происхождения.

Психогенного происхождения.

Церебрально-органического происхождения.

В дошколь. возрасте у ребёнка в норме разв-ся: игровая, изобразительная, конструктивная, элементы трудовой деятельности. К концу дошколь. возраста начинают сказываться и элементы учебной деятельности. Из-за органического поражения ЦНС формирование всех видов деятельности позднее и неполноценное.

Игра. В млад. дошколь. возраст представляет собой продолжение и разв-е предметной деятельности. Реб. использует предметы строго по назначению. В сред. дошколь. возрасте в норме возникает, а в старшем расцветает сравнительная игра. Дети имитирует отношения людей. Появление предметов - заменителей в игре - это шаг к абстракции и в дальнейшем к существенной составляющей мышления и речи - к слово - заменителю.

Разв-е игры в млад. дошколь. возрасте у детей с нарушением интелл. яв-ся прямым продолжением предметной деятельности. Но у детей в этом возрасте фактически совсем не возникает предметная дея-ть. Их дей-я с предметами остаются на уровне манипуляции, но без спец. обучения из-за отсутствия интереса к окруж. миру. Интерес детей к предметам оказывается кратковременным, так как побуждает лишь внешним видом. После 5 лет у дошколь. с наруш. интелл. в игре в игрушками всё большое место начинает занимать процессуальные действия, но подлинной игры не возникает. Без спец. обучения ведущей деятельностью у детей с наруш. интелл. яв-ся не игровая, а предметная. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, нет элементов сюжета. Дети не используют предметы - заместители. Функция замещения в игре не возникает. Не разв-ся в игре и функция речи: у них нет ни планирующей, ни сопровождающей.

Продуктивная деят-ть. Возникает тоже в дошколь. возрасте в норме и может разв-ся лишь на базе достаточно высокоразвитого восприятия и представлений, т. е на высоком уровне сенсорного разв-я. Продуктивная деят-ть - способствует разв-ю восприятия: чтобы правильно нарисовать предмет, нужно правильно его увидеть и предстваить себе. Прод. деят-ть у детеё с наруш. интелл. вне обучения практически не возникает. У них не появляются конструктивные умения и не возникает предметный рисунок. В связи с недоразвитием зрительно - двигательных координаций и с моторными трудностями, техника ИЗОД у детей с наруш. интелл. весьма примитивна. Умеющие рисовать дети не используют в своих рисунках ни как средство изображения, ни как средство эмоциональной выразительности, их рисунки простые каракули.

Трудовая деят-ть базируется на освоении действий с предметами и на превращение из в навыки и умения. В норме у дошколь. появление элементов труд. дея-ти выражается в навыках самообслуживания. Затруднение детей - это усвоение последовательности операций и овладение каждой из них. Особое значение приобретает при этом организация ориентировочно - исследовательской фазы овладения навыками. Важно освоение реб-ом опыта действий с предметами, который способствует формированию зрительно-двигательной координации, формированию ориентировки в окруж. предметном мире и оказывает огромное влияние на разв0е мелкой и крупной моторики, согласованности действий обеих рук. Овладение труд. навыками в быту, в самообслуживание создает ситуацию для разв-я наглядно-действенного мышления, так как оно основано на действиях со вспомогательными средствами и предметными орудиями. У детей с наруш. интелл. имеются особенности в разв-и элементов в трудовой деят-и. Некоторые родители - сами одевают, раздевают, кормят ребёнка, а некоторые - пытаются ставить перед ребёнком определенные требования и добиваются некоторых успехов. Поэтому у У.О. детей имеется разный уровень овладения навыками самообслуживания. У детей с наруш. интелл. движения при действиях по самообслуживанию неуверенные, нечёткие, часто замедленные или суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильна выражена несогласованность действий обеих рук В ряде случаев даже у старш. дошколь. нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих навык (при умывание дети берут сухое мыло, не намочив руки кладут его на место, а затем открывают кран).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе развития теории и практики педагогики
Толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность в нашем понимании – это, с одной стороны, цель и результ ...

Пути преодоления агрессивного поведения и его профилактика
Тактика психотерапевтических воздействий строится в зависимости от природы агрессивного поведения ребёнка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действи ...

Предмет, объект виды судебно-психологической экспертизы
От правильного выбора методов исследования во многом зависит качество и научный уровень каждой конкретной экспертизы. Однако ни один из используемых в СПЭ методов не ведет непосредственно к ответу на стоящий перед экспертом вопрос. Необхо ...