Психологическое консультирование, его цели и методы

Психологические материалы » Специальная психология » Психологическое консультирование, его цели и методы

Страница 2

Итак, как же правильно проводить интервью? Для этого нужно знать основные психологические законы общения, включая все три его стороны - прием и переработку информации, взаимодействие, взаимовосприятие. Правильно организованная беседа обеспечивает адекватное восприятие информации, полноценное взаимодействие, восприятие друг друга без предрассудков и стереотипов.

Прежде всего, при проведении интервью важно помнить, что наше общение идет не только на вербальном (словесном), но и на невербальном уровне.

Существуют разнообразные средства общения на невербальном уровне. Основными являются следующие:

1. Оптико-кинестетическая система - жесты, мимика, пантомимика, общая моторика. Существуют так называемые «открытые» позы, привлекающие другого человека; «закрытые» позы, как бы говорящие: «не подходи» (например, скрещенные на груди руки); агрессивные позы (сжатые кулаки). По этим позам можно определить состояние клиента. С другой стороны, консультант должен следить и за тем, что он сам выражает с помощью мимики, жестов, поз - например, не вступают ли его уверенные и дружелюбные слова в противоречия с неуверенной или агрессивной позой, которую он принял. При затрагивании в беседе особо значимой для клиента темы может измениться его моторика - он как бы «застынет» или, наоборот, начнет беспокойно двигаться. Консультант не должен упускать из виду эти знаки.

2. Параи экстралингвистическая системы, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность, а также покашливание, паузы, смех, плач. Это тоже важные средства передачи информации, позволяющие определить эмоциональное состояние собеседника, его отношение к тем или иным событиям или людям.

3. Организация пространства и времени. Для построения доверительных, неавторитарных отношений важно правильно организовать пространство во время консультирования. Это означает, что собеседники должны находиться на одном уровне (если консультант в пространстве расположен выше клиента, он таким образом как бы подчеркивает свое доминирование). Оптимальным должно быть и расстояние между консультантом и клиентом: если консультант при индивидуальном консультировании располагается слишком близко, вторгаясь в так называемое пространство интимного общения (примерно до 50 см), это может быть воспринято как агрессивное поведение; если слишком далеко (дальше 120 см) - как отстраненность, нежелание входить в личностный контакт. При групповом (семейном) консультировании эти правила также следует по возможности соблюдать. Кроме того, при этом виде консультирования большое значение приобретает организация времени - каждый из консультируемых должен находиться в непосредственном общении с консультантом примерно одинаковое время. Это нужно для того, чтобы у остальных не возникло ощущения, что консультант оказывает кому-то предпочтение или кого-то дискриминирует, а следовательно, принимает чью-то сторону (что совершенно недопустимо).

При любом варианте консультирования клиента ставят в известность о продолжительности встречи («сессии») - обычно в среднем не более 2 ч, - и лишь в случае острого психологического кризиса это время может быть увеличено. Такое ограничение во времени вносит необходимую определенность, дисциплинирует клиента, повышает его уважение к консультанту (у него, следовательно, есть и другие клиенты!). С другой стороны, оно дает ему уверенность, что отведенное время полностью посвящено ему.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Способы разрешения конфликтных ситуаций.
Учитывая часто негативную сторону конфликта и его последствий, встает вопрос о нахождении путей позитивного выхода из конфликтной ситуации для всех его участников. В литературе по этому поводу можно найти множество советов и рекомендаций, ...

Использование суггестии на практике
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУГГЕСТИИ. Эффективность суггестии определяется: 1. Качествами суггестора: - социальный статус; - обаяние; - волевое превосходство; - интеллектуальное превосходство; - характерологическое и волевое превосходство. 2. ...

Понятие агрессии
Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое ...