Процесс восприятия другого человека

Страница 3

Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом (стереотипом – Ж.Е.В.), имевшемся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации – прим. Г. М. Андреевой) [4].

Стереотип здесь – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем соотнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Она сопровождает все явления социальной перцепции. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т.п., запомнившиеся высказывания знакомых. При этом, по мнению А. В. Петровского, эти знания могут быть не только сомнительными, но и ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться неверные [22]. Все неверные стереотипы, включенные в процесс восприятия другого человека, формируют ошибочное познание людей и деформируют процесс общения с ними.

Г. М. Андреева пишет, что в процессе познания людьми друг друга стереотипизация может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению этого процесса, когда стереотип не несет в себе оценочного суждения, а только констатацию факта. Во втором случае, когда констатация заменяется оценкой, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Очень часто стереотипы такого характера возникают относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности к определенной национальности. На основе ограниченной информации об отдельных представителях этноса строятся предвзятые выводы относительно всей группы [4].

Характер каузальной атрибуции зависит от различных условий, хорошо изученных в психологии. Мера и степень приписывания зависят от двух показателей: от степени уникальности поступка и от степени его социальной «желательности». Так, типичное поведение, предписанное ролевыми образцами, легче поддается интерпретации, чем уникальное, которое допускает множество интерпретаций. Под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам, оно достаточно легко и однозначно объясняется. При нарушении этих норм диапазон возможных объяснений расширяется.

Характер атрибуций зависит также от того, кем выступает субъект восприятия: участником какого-либо события или его наблюдателем. Интерпретация во многом зависит от избранного типа атрибуции. Психологами выделено три типа: личностная атрибуция, когда причина приписывается лично совершающему поступок; стимульная, когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие; обстоятельственная атрибуцию, когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам. Выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами [4].

На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. Конечно, этот вывод не разделяют все исследователи, но важность открытия явления атрибуции очевидна для более углубленного представления о содержании восприятия человека человеком.

Успех межличностной перцепции зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. При изучении этого процесса исследователи определили проблему широкого плана – проблему эффектов при восприятии других людей: эффект первого впечатления (установки), эффект ореола, эффект первичности и новизны.

Эффект установки играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д. [28].

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Структура комплексной сказкотерапии.
Комплексная сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности; развития творческих способностей, адаптивных навыков; совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром. В структуру к ...

Сознание как высшая форма отражения реальности
Сознание - высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов: - позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности; - обеспечивающих преемственнос ...

Сущность потребностей
В повседневной жизни потребностью считается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что отсутствует. Удовлетворить потребность — значит ликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализ показывает, что ...