Понятие психологической оценки

Страница 2

Требования точности, достоверности и адекватности методики измерения выполняются путем применения математико-статистических процедур. Преимущественное развитие психометрия получила именно в психологическом тестировании. Определенным образом (с неукоснительным соблюдением ряда требований) организованные методики измерения были названы «психометрическими тестами» - на практике: просто тесты.

Требования соблюдения строгого выполнения, как самой процедуры тестирования, так и других не менее строгих условий выделяют тесты среди диагностического инструментария психолога.

Существуют и другие виды диагностических процедур, методик и методов, которые не подходят под определения тестов и, следовательно, отличаются процедурой их использования, в связи с чем и само название этой процедуры должно быть иным, нежели тестирование.

В настоящее время для решения подобных задач и проведения соответствующих диагностических процедур все большее использование находит термин психологическая оценка. Под психологической оценкой понимается «изучение (оценивание) индивидуальности принципиально к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам» [7 с. 107].

Таким образом, в отличии от тестирования, оценка – это сбор и интеграция данных, которые могут быть получены различными путями (интервью, наблюдение, психологические тесты или клинически ориентированные методы исследования).

Понятие психологическая оценка все больше заменяет понятие тестирование вследствие осознания того факта, что познание индивидуально-психологических различий не может быть ограничено только процедурами измерения, то есть тестами. Очевидно, что помимо тестов, как строго стандартизированных процедур, существует и успешно развивается внетестовая диагностика, связанная с качественными оценками развития ребенка.

Такой взгляд на психологическую диагностику представляется наиболее адекватным и продуктивным, поскольку именно качественный анализ особенностей развития ребенка должен иметь выраженный приоритет в диагностической деятельности детского психолога.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем посетить:

Проблема чувств
Чувства рассматривались в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного. "Удовольствие . есть состоян ...

Социально-психологические особенности старшеклассников как социальной группы.
Возраст старшеклассников, приходится на конец подросткового и начало юношеского возраста. Личность старшего подростка в процессе развития приобрела присущие только ей индивидуальные и социально – психологические особенности, которые в наш ...

Понятие эмоции, аффекта и аффектогенности
Под эмоциями в психологии понимают особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость (смысл, отношение к потребностям) для индивида явлений и ситуаций, внешних и внутренних раздраж ...