Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы развития детей младшего школьного возраста с ЗПР

Психологические материалы » Способы быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников с задержкой психического развития » Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы развития детей младшего школьного возраста с ЗПР

Страница 2

В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин. В результате к началу обучения в школе у таких детей оказывается несформированной готовность к школьному обучению.

Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформированности определенного уровня:

знаний и представлений об окружающем мире;

умственных операций, действий, навыков;

речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказываниями элементами монологической речи;

познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;

регуляции поведения.

Дети с ЗПР оказываются не готовыми к школьному обучению по всем этим параметрам. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами всего мира. Но изучение детей этой категории начато недавно. Первым значительным исследованием в этой области была ставшая теперь классической монография а. Штрауса и Л. Летинен. В ней описывались важнейшие особенности детей с минимальными повреждениями мозга. В числе этих особенностей прежде всего назывались: стойкие трудности в учении, не вполне адекватное поведение при этом во многих случаях достаточно высокие, сохранные интеллектуальные возможности. В качестве этиологического фактора указывалось слабовыраженное раннее

Поражение центральной нервной системы А. Штраус и Л. Летинен отмечали как весьма важную характеристику относительно высокие, в пределах нормы, показатели по интеллектуальным тестам многих детей этой категории, хотя в то же время такие дети испытывают очень большие трудности в учении.

Подробные данные об особенностях детей с ЗПР были получены в результате систематических исследований, начавшихся с изучения высшей нервной деятельности детей этой группы с помощью двигательной условно-рефлекторной методики с речевым подкреплением и с применением словесной инструкции. При этом были выявлены некоторые признаки, напоминающие особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов: сниженная сила основных нервных процессов, повышенная тенденция этих процессов и иррадиации, некоторые проявления инертности, но степень выраженности этих признаков была значительно ниже. Вместе с тем обнаружились коренные отличия, проявляющиеся в том, что у детей с ЗПР, как и у нормальных младших школьников, словесная система играет активную роль в образовании условных связей, в результате чего формирование словесного обобщения обычно опережает двигательные проявления соответствующей условной связи.

Следует сказать, что вес отмеченные особенности высшей нервной деятельности в значительной степени характерны для незрелой нейродинамики и в тон или иной мере обнаруживаются у нормально развивающихся детей, но на более раннем возрастном этапе, т. е - у дошкольников. При этом не выявляется каких-либо существенных различий в характеристике высшей нервной деятельности детей с психофизическим инфантилизмом, с цереброастенческими состояниями и с задержкой развития вследствие резидуально-органической недостаточности. Это связано, очевидно, с одной стороны, с тем, что в подавляющем большинстве случаев исследованные нами дети имели осложненные формы инфантилизма, а с другой стороны, с тем, что особенности высшей нервной деятельности отражают некоторую общую характеристику функционального состояния центральной нервной системы, которая может определяться как влиянием легких органических поражений, так и задержанным созреванием системы в целом или отдельных важнейших ее систем. -

Дальнейшие систематические исследования психологических особенностей детей с ЗПР, проводившиеся уже не только Институтом дефектологии, были в основном посвящены изучению познавательной деятельности, а именно некоторым особенностям их восприятия, памяти, мышления, речи, внимания, а также умственной работоспособности. Следует отметить, что изучение особенностей личности при задержке психического развития было начато совсем недавно. Обсудим некоторые из полученных результатов обследования детей, главным образом младшего школьного возраста.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Структура невербального общения, краткая характеристика основных элементов невербального общения
Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походк ...

Этапы индивидуального кризиса
Переживание кризиса можно разделить на пять основных этапов, неких форм существования, отличающихся по смыслу и силе переживания: · обыденная жизнь человека с его привычными заботами и функциями, · зов, · смерть-возрождение, · урок, ...

Теоретические аспекты стресса
Анализ психологических исследований боевых действий в войнах прошлых веков и начала ХХ века (Вольф К.М., Гершельман С.К., Головин Н.Н., Дмитриевский А.М., Изместьев П.И., Корф П.А., Полянский В.Н., Резанов А.С., Хаханьян Г.А., Шумков Г.Е. ...