Проблема толерантности и путей ее формирования.

Психологические материалы » Способы формирования толерантности у подростков » Проблема толерантности и путей ее формирования.

Страница 1

Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandberg Robert, а также некоторые университеты. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему – интолерантности.

Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.[1]»

В России проблема толерантности также очень молода, однако ее появление на наш взгляд связано с ее огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества. Первые работы в этой области появились в начале этого века. Их проводил Московский Государственный Университет. В частности был создан научно-публицистический вестник: «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые нашей страны. Так Щеколдина С. Д. опубликовала книгу под названием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов.

Значимость формирования толерантности подтверждена и на государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная программа Правительства РФ: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты. Вот некоторые из «определений толерантности на ведущих языках мира:

- tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;

- to tolerance (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

- tolerance (фр.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

- tolerencia (исп.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

- kuan rong (кит.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

- tasamul’ (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

- толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/ кому-либо.[2]»

Как мы видим, каждое из определений имеет свою культурную специфику. Так английская – снисходительность, китайское – великодушие, русское – умение терпеть.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

В соответствии с вышесказанным есть необходимость конкретизировать качества толерантной личности. Это даст возможность для лучшей диагностики и составлению тренинга толерантности. Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:

Страницы: 1 2

Рекомендуем посетить:

Семья как социальный институт
Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Т. А. Куликова рассматривает семью как малую социально-психологическую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношени ...

Сознание как высшая ступень развития психики
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и прео ...

Компоненты совместимости людей в коллективах и группах
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Формально или неформально сложившийся коллектив мо­жет быть весьма различным с точки зрения сплоченнос­ти его членов. Последняя может быть очень высокой, ког­да люди тесно связаны друг ...