Индивидуально-психологические особенности школьников

Страница 2

Качественно своеобразный темперамент всякого отдельного человека, отличающий его от других людей, называется индивидуальным темпераментом. Индивидуальных темпераментов существует столько, сколько существует людей. Однако внимательное изучение индивидуальных темпераментов позволяет выделить в них некоторые общие и существенные черты, присущие темпераментам многих людей. Эти общие черты темперамента и называются типом темперамента.

Тип темперамента устанавливается в зависимости от характерных особенностей основных компонентов всякого темперамента:

· скорости протекания психических процессов,

· силы их выражения в движениях, мимике и жестах,

· степени эмоциональной возбудимости,

· устойчивости настроений и характера их смены (быстрая, резкая или медленная и спокойная смена настроений).

Исходя из этих признаков темперамента, можно говорить о четырех типах темперамента: сангвинический темперамент, холерический темперамент, флегматический темперамент, меланхолический темперамент.

Эти типы темпераментов являются научной абстракцией, так как в жизни встречаются не типовые, а индивидуальные темпераменты. В индивидуальном темпераменте одни черты типического темперамента могут быть выражены ярче, другие — слабее, они могут сочетаться с некоторыми чертами другого типического темперамента, так как сложный индивидуальный темперамент всегда качественно своеобразен.

Среди индивидуальных темпераментов нередко встречаются так называемые ярко выраженные темпераменты; это темпераменты, в которых преобладают черты какого-либо одного типического темперамента. Обычно о человеке такого темперамента говорят, что он ярко выраженный, или типичный, холерик, сангвиник и т. п. Знание типических темпераментов облегчает возможность понимания индивидуального темперамента. Именно в этом и заключается смысл учения о типах темпераментов.

Темперамент человека отличается пластичностью и изменяемостью, а не представляет собой чего-то застывшего, раз навсегда данного, постоянного и неизменного. Темперамент может быть изменен в процессе воспитания, он меняется в связи с возрастом; меняется он и под влиянием сильных психических потрясений, болезней и т. п.

"В биологическом плане следует при изучении темпераментов учитывать, что нервная система человека, в первую очередь, головной мозг работает в "тесном содружестве" с деятельностью желез внутренней секреции и с работой внутренних органов. В темпераменте отражается единство работы всех отделов головного мозга (коры, подкорки, гипоталамической области, ретикулярной информации и др.). В связи с этим следует вспомнить желчность печеночных больных, эйфоричность туберкулезных, невротическое состояние у гинекологических больных, раздражительность при гипертонической болезни, суетливость и раздражительность при тиреотоксическом зобе."[28, с. 146]

Изучение вопроса о влиянии темперамента на успешность деятельности привело исследователей к разработке понятия "ИСД" - индивидуальный стиль деятельности - "неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы найти стиль деятельности, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям."[11]

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы.

О темпераменте можно судить по внешним проявлениям:

· по эмоциональной возбудимости (проявлению радости, гнева), по силе эмоций (поверхностные или глубокие чувства),

· по проявлению тревожности,

· по способности концентрации внимания,

· по непроизвольным движениям,

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Диагностические возможности сказки.
Обозначим основные переменные, по которым может быть оценена сказка как диагностический инструмент. Трудозатраты. Процедура, как правило, необременительна ни для клиента, ни для психолога, она проста и кратка. Гибкость процедуры. Достои ...

Теория мотивации по А. Маслоу
А.Маслоу – один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоритический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, которые пыталичь объяснить до уничтожения творчество, любовь, альтруиз ...

Структура профессионального мышления специалиста
С каждым годом все более остро возникает вопрос: «Как найти хорошего специалиста?». Подбирая и формируя специалистов определенного уровня, мы выбираем уровень подготовленности: более компетентные специалисты достигают более успешных резул ...