Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить подростку. Не всякая деятельность и не любая задача вызывает у него сильную мотивацию. Наиболее сильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает новизной, если есть возможности для проявления школьниками самостоятельности, если у подростков развита адекватная самооценка, если деятельность подростка оценивается правильно, соразмерно с его возможностями.
Личность подростка в процессе развития приобрела присущие только ей индивидуальные и социально – психологические особенности, которые мы в своём исследовании рассмотрим детально.
Так или иначе, школа для подростка является важнейшим социальным пространством, где разворачиваются его жизненные события, в которых он решает свои важнейшие проблемы развития. Самой главной из них является установление и осуществление социальных связей. Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как «владельца тайны собственного «Я» [49].
Для школьника учебная деятельность – основной вид социально значимой деятельности. Границы собственного психологического пространства подросток начинает охранять усиленно с применением самых разных средств, что со стороны выглядит как проявление скрытности. Одновременно дети заводят разного рода тайники, укромные местечки, дневники, коллекции, то есть происходит структурирование своего психологического пространства. Также они украшают свои личные предметы: дневники, тетради, книги, велосипеды и т. д. Часто это выглядит, как порча или пачкание, так как далеко от эстетического совершенства. Таким образом, подростки обозначают принадлежность вещи, она приобретает как бы более личные свойства, становится своей. Границы психологического пространства становятся осязаемыми, даже случайное их разрушение вызывает у ребёнка бурные эмоции. Так начинает зарождаться новое в социальных связях. Они начинают регулироваться осознанной мерой воздействия. Это даёт подростку возможность сказать «нельзя» другому человеку, продемонстрировать себя «ненастоящего», когда можно притворяться, манипулировать не только другими, но и собой [71].
Подростки могут выдумывать собственную биографию, особенно если знакомятся с новыми людьми, что в последствии может инициировать их личностное и профессиональное самоопределение.
Обида старшеклассников на взрослых почти всегда связана с тем, что они нарушают эти границы, делают явным Я ребёнка, тайное до этого для других. Все подростки остро реагируют на неуважительное к себе уважение. Качественное изменение в социальных отношениях младшего подростка связано с тем, что он начинает ориентироваться на безличную, то есть обобщенную оценочную меру правильности отношений.
Готовность отвечать на воздействие других сочетается с необходимостью защищать границы своего психологического пространства, чтобы сохранять своё «Я». По мнению Абрамовой Г.С., это «одно из главных противоречий в психической реальности этого периода, которое разрешается созданием меры правильности в регуляции отношений других к «Я» и «Я» к самому себе» [1, с.503].
Эта ориентация на правильность делает детей этого возраста восприимчивыми к освоению технологии осуществления правильной, нормальной жизни:
- они охотно учатся тому, что воплощённый в правильном предмете результат;
- им доставляет удовольствие получение результата, соответствующего их представлениям о реальных вещах.
Подросток уже ориентируется в мире общественных отношений и в своём внутреннем мире. У него появляется чувство взрослости – основное новообразование начала подросткового периода. Чувство взрослости не зависит от уровня полового созревания и формируется в отношениях с товарищами и взрослыми через усвоение «эталонов» взрослости, различных по своему морально-этическому содержанию. Подросток уже может не только следовать образцам взрослого поведения, но и применяет к себе взрослые отношения. Но для полноценного осуществления взрослого поведения подростку ещё не хватает устойчивой системы жизненных ценностей, которая позволяет ему давать настоящую оценку происходящим событиям. Подросток уже обобщает нормы и правила человеческого поведения. И взрослые здесь располагают возможностью помочь детям понять непреходящую ценность нравственных отношений и оценок, чтобы относительность норм человеческого поведения не вытеснила, не закрыла их.
Рекомендуем посетить:
Что такое стресс
Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседн ...
Модели управления
К началу XX века стали складываться определенные предпосылки для становления научного управления.
Возникновение научного управления обычно связывают с работами Ф. Тейлора, в частности с выходом в свет в 1911 году его книги "Принципы ...
Использование компьютера в проведении психологического исследования
Можно выделить несколько основных аспектов использования компьютерной техники.
1. Компьютерное представление стимульной информации. Возможности представления информации на дисплее значительно раздвигают возможности проведения разнообразн ...