Бихевиористическое направление в психологии

Страница 3

Обратимся к работе Скиннера. В своих работах Скиннер наиболее убедительно доказывает, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличии от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии.

Большое влияние на Уотсона оказало развитие в ΧVIII - XIX вв. концепции рефлекса, которое достигло кульминации в работах Чарльза Шеррингтона (1857-1952), И.М. Сеченова (1829-1905), И.П. Павлова (1849-1936) и В.М. Бехтерева (1857-1927).

Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Шеррингтоном в 1906 году, и учение Павлова об условных рефлексах; согласно которому изначально нейтральные стимулы замещают собой другие стимулы, вызывающие соответствующие реакции, легли в основу концепции "объективной" психологии.

Развитие предложенных Уотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологических понятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных, физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривается как явный наследственный способ реагирования. Позднее, когда проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования, он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснил Павловскими условными рефлексами.

В1911 году аналогичные идеи выдвинул М.Ф. Мейер (1873-1967), стремившийся приблизить психологию к физиологии. Ученик Мейера А.П. Вейсс (1879-1931) поддержал и расширил представление Джона Уотсона по многим вопросам, поставив цель преобразить психологию в естественнонаучную дисциплину.

К.С. Лешли (1890-1958) последователь Д. Уотсона, и У.С. Хантер (1889-1954), учившийся, как и сам Д. Уотсон, у Дж. Энджелла в Чикагском университете, внесли существенный вклад в развитие теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма.

Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930-1940-е годы, когда сложилось новое направление - необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом "промежуточных переменных" - познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения, как суммы простейших реакций в необихевиоризме утверждалось понимание поведения, как целостного и целенаправленного акта.

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем посетить:

Психологические особенности подросткового возраста
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня ...

Состояние и виды осознанности
Сейчас есть немало интересных и полных текстов о том, что такое осознанность. Развитию осознанности обучают многие духовные учителя и не только, в частности, некоторые западные школы психологии в неявной форме говорят о ней. Но часто мног ...

Правовая социализация и правопослушное поведение
Особое влияние на нормативное поведение и нормативные решения оказывает фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность, как правило, характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-цен ...