Структура комплексной сказкотерапии.

Страница 1

Комплексная сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности; развития творческих способностей, адаптивных навыков; совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром.

В структуру комплексной сказкотерапии в технологической последовательности входят пять блоков:

1. Блок психологической диагностики реализует функцию сбора материала о затруднениях или потребностях развития и индивидуального развития и самовыражения. Он включает выполнение проективных тестов в форме сказок; беседу с родителями, членами семьи, драматизацию в форме сказок актуальных ситуаций и др.

2. Блок психолого-педагогической коррекции направлен на обогащение спектра позитивных приемов взаимодействия, представленных в сказочной форме (психодинамические и статические медитации, создание сказочного контекста и путешествие по Сказочной Стране, решение сказочных задач).

3. Блок социально-психологической адаптации служит для закрепления новых форм позитивного поведения и взаимодействия, адаптации индивидуального стиля жизни к условиям социума. В состав блока входят следующие приемы: встречи со сказочными существами, сочинение сказок, различные формы рассказывания сказок и пр.

4. Блок творческого самовыражения реализует задачу развития творческих проявлений в повседневной жизни, усиления спонтанности и сепарации от условий тренингового процесса. В состав блока входят следующие приемы: самостоятельное составление картин из песка, самостоятельная постановка спектакля и пр.

5. Блок работы с родителями, членами семьи, социальным окружением(4,44).

В нашей исследовательской работе мы решили остановиться на первом блоке комплексной сказкотерапии, а именно на психологической диагностике с помощью проективной сказки. Что в свою очередь, не исключает дальнейшей работы в данном направлении, то есть переход к следующим блокам комплексной сказкотерапии.Комплексная сказкотерапия предполагает как индивидуальную, так и групповую форму работы. В ее преимущества входят:

1. Охват широкого возрастного диапазона – от 3-х лет без ограничений верхней границы.

2. Широкий спектр решения разнообразных психолого-педагогических проблем: от плохой успеваемости до разрешения кризисных ситуаций и проблем в бизнесе, ибо предполагает раскрытие конфликта и поиск путей выхода в доступной и интересной сказочной форме.

3. Синтез разнообразных новейших психологических подходов, что позволяет на его основе оказывать наиболее эффективную помощь.

4. Возможность использования как эффективного метода обучения дошкольников и школьников, в случае адаптации в ее рамках учебных программ.

5. Структурная гибкость: возможность реализации, как целиком, так и отдельными элементами, в зависимости от целей социально-психологической работы или педагогической.

6. Открытость для включения новейших психологических разработок.

7. Реализация настоящей технологии не требует больших материальных затрат и предполагает наиболее полное использование имеющихся активов(4,45).

Снижение уровня внутренней тревожности и агрессивности, повышение успеваемости, развитие позитивной коммуникации, развитие нравственных ценностей и творческих способностей у детей и подростков, взрослых.

1. Стабилизация социально-психологического климата в семьях и психолого-педагогических коллективах.

2. Создание новых учебно-развивающих программ педагогами, воспитателями, социальными работниками, дефектологами(4,45).

Что касается следующих глав, мы хотели бы перейти к рассмотрению

частных вопросов, связанных с методом проективной сказки.

Как уже упоминалось, сказка как инструмент работы психолога удобна по многим соображениям. Клиентов она устраивает, потому что (1) доступна – «всем возрастам покорна», подходит людям разных интеллектуальных способностей, не предполагает долгих разъяснений, задания схватываются на лету; и (2) привлекательна – к сказкам устойчиво закрепилось положительное отношение, проистекающее из переживаний далекого детства. Для психолога сказка хороша тем, что (3) иносказательна – насыщена метафорами и образами, благодаря условности сюжета и места действия позволяет снизить естественное сопротивление клиента; и (4) многомерна – не только наполнена глубинными архетипическими элементами, но и соотносится с реальными жизненными событиями, то есть адресуются к индивидуальной целостности человека. Особенно следует подчеркнуть, что сказка из средства психодиагностики легко превращается в психотехническое средство – становится агентом коррекционного преобразования, совершенно не теряя при этом богатых диагностических возможностей(3,72).

Следует подробнее остановиться на том, почему мы уверены в том, что испытуемый проецирует свои жизненные проблемы на сюжет сказки, ее персонажей, в том числе идентифицирует себя с одним из действующих лиц. Это объясняется существованием семантического пространства – это душевный мир человека, в котором окружающий мир представлен через призму интересов и опыта живущего в нем человека. Душевные миры разных людей могут быть сколь угодно различны, но все они похожи между собой в той части, в которой несут в себе особенности окружающего мира. Это семантическое пространство содержит в себе множество подпространств – фрагментов внутреннего мира человека, соответствующих некоторым фрагментам внешнего мира и жизненному опыту взаимодействия человека с ним. Например: «моя работа», «моя семья», «круг друзей», «город, в котором я живу» и др. Каждое такое пространство содержит множество сведений о некотором фрагменте мира, воспоминаний о своих и чужих действиях, личных переживаниях в связи с ними, объяснений устройства этого мира, а также собственные ожидания от него или опасения, жизненные планы и многое другое. (5,74)

Страницы: 1 2

Рекомендуем посетить:

Содержание этического кодекса супервизора
Кодекс определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения психоаналитически ориентированных специалистов и кандидатов в специалисты в отношении пациентов, коллег, общества и психоаналитической терапии. Психоаналитически орие ...

Работа социального педагога с трудновоспитуемым ребенком как один из путей решения «трудных детей».
Для того чтобы не упустить ребенка или помочь решить проблему «трудных детей» социальный педагог в результате совместных усилий с педагоги­ческим коллективом создает банк данных. В его основе материалы — полученные от клас­сных руководите ...

Проблема толерантности и путей ее формирования.
Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandbe ...