Статистические шкалы

Страница 2

Шкала интервалов.К ней относятся такие материалы, в которых дана количественная оценка изучаемого объекта в фиксированных еди­ницах.

Вернемся к опытам, которые провел психолог с Сашей. В опытах учиты­валось, сколько точек могут поставить, работая с максимально доступ­ной им скоростью, сам Саша и каждый из его сверстников. Оценочными единицами в опытах служило число точек. Подсчитав их, исследователь получил то абсолютное число точек, которое оказалось возможным по­ставить за отведенное время каждому участнику опытов. Главная труд­ность при отнесении материалов к шкале интервалов состоит в том, что нужно располагать такой единицей, которая была бы при всех повтор­ных измерениях тождественной самой себе, т. е. одинаковой и неизмен­ной. В примере с шахматистами (шкала порядка) такой единицы вообще не существует.

В самом деле, учитывается число партий, выигранных каждым участ­ником соревнований. Но ясно, что партии далеко не одинаковы. Воз­можно, что участник соревнований, занявший четвертое место — он выиграл шесть партий, — выиграл труднейшую партию у самого лидера! Но в окончательных итогах как бы принимается, что все выигранные партии одинаковы. В действительности же этого нет. Поэтому при рабо­те с подобными материалами уместно их оценивать в соответствии с требованиями шкалы порядка, а не шкалы интервалов. Материалы, соответствующие шкале интервалов, должны иметь единицу измерения.

Шкала отношений.К этой шкале относятся материалы, в которых учитываются не только число фиксированных единиц, как в шкале ин­тервалов, но и отношения полученных суммарных итогов между собой. Чтобы работать с такими отношениями, нужно иметь некую абсолют­ную точку, от которой и ведется отсчет. При изучении психологиче­ских объектов эта шкала практически неприменима.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем посетить:

Психофизиологические основы управления движениями
Двигательная функция как интегральная характеристика двигательных качеств. Комплексный характер проявления физических качеств. Характеристика физического развития человека по состоянию двигательных качеств и компонентам физического развит ...

Возраст игры: инициативность – вина
Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры». Он соответствует фаллической стадии в теории Фрейда и длится от четырех лет до поступления ребенка в ш ...

Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия
Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гумани ...