Характер влияния стресса на человека

Психологические материалы » Стресс в жизни человека » Характер влияния стресса на человека

Страница 1

Стресс не является специально вызванным психологическим сотоянием человека, которое развивается потому, что он сталкивается с множеством различных по характеру влияния внешних и внутренних факторов. Это динамичный процесс, при котором индивидуум находится в конфронтации с окружающей действительностью или с самим собой. Эти эффекты не всегда носят негативный характер. Каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями и накапливает определенный положительный опыт реакции на них. Например, подготовка к первому экзамену в школе может вызвать стресс. Ближе к экзамену ученик все больше нервничает и начинает серьезнее готовиться к занятиям. Когда студент входит в аудиторию, где проходит экзамен, и берет билет, он чувствует себя ужасно. Но если он хорошо подготовлен, то все негативные ощущения пропадают, как только он понимает, что знает ответы на поставленные вопросы, и начинает отвечать. Студент осознает, что может хорошо отвечать на экзаменах, и в результате последующие испытания не вызывают у него такого пресса, как первый экзамен.

Даже плохой ответ может быть положительным опытом, если экзаменующийся понял, где ошибался и что надо делать в следующий раз, чтобы ничего неприятного не случилось. Человек становится сильнее и, вновь сталкиваясь с проблемой экзамена, знает, что делать.

Таким образом, стресс может иметь позитивное, оздоравливающее и развивающее влияние. Также как тренировки укрепляют мускулы, некоторые виды стресса могут повысить иммунитет. Но стресс может и ослабить физическую и психологическую способность человека бороться с провоцирующими его факторами. Средний уровень стресса ведет к увеличению производительности. При низком уровне стресса у человека нет стимулов совершенствоваться, так как его умственные и физические способности не задействованы в полной мере. Когда человек испытывает чрезмерный стресс, его ресурсы истощаются.

Стресс не возникает из вакуума: его основой является множество факторов, которые называют стрессовыми и которые объективно существуют в нашем окружении.

Реальное окружение — это условия, в которых человек постоянно находится и испытывает их влияние. Условия работы, сотрудники, шум или жара — примеры возможных стрессовых факторов в рабочей обстановке.

Нерабочие факторы, такие как социальная ответственность, давление со стороны супруга или детей, проблемы общества, также могут вызвать стресс и непосредственно влияют на то, что происходит на рабочем месте. Это очень важные факторы, так как отношения между семьей и работой, а также другими аспектами человеческой жизни должны быть достаточно четко определены, чтобы обеспечить стабильную жизненную структуру.

Психологическое окружение — это то, как человек воспринимает реальное окружение. Например, человек, работа которого требует постоянных контактов с людьми вне организации, имеет большой объем информации о процессах, проходящих в различных внешних структурах (факт реального окружения). В этом случае, базируясь на имеющихся у него данных, он может формировать более высокие требования к условиям своего труда (аспект психологического окружения), чем человек, который имеет контакты только внутри организации и такой информацией не обладает.

Индивидуальные различия

Человек, как правило, интерпретирует окружающую действительность совершенно отлично от других людей, находящихся в подобной ситуации. Этот процесс называют познавательной оценкой. 11срвичная познавательная оценка определяет интенсивность и качество эмоциональной реакции индивида. Когда она положительна, человек испытывает чувство удовлетворения, радости и спокойствия. Если же окружение стрессовое, то реакцией человека будет беспокойство, страх, напряженность и т.д. (рис. 3).

Человек привыкает к действию интенсивных стрессовых факторов. Однако такая ситуация несет в себе опасность. Когда человек испытывает стресс, происходят физиологические изменения: повышаются уровень адреналина, артериальное давление. Организм пытается восстановить баланс, затрачивая на это физическую и психологическую энергию. В результате наступает переутомление, могут развиться различные заболевания как физического, так и психического характера.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский). Гребенко утверждал, что ...

Кризисы развития зрелых возрастов
Главная особенность развития в зрелом возрасте – минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека – его опытом, родом занятий, установками и т.д. ...

Гендерный стереотип, его виды и функции
Понятие и классификация гендерных стереотипов. То, что гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожидани ...