Индивидуальное, общее и особенное в личности

Психологические материалы » Структура личности » Индивидуальное, общее и особенное в личности

Страница 1

Все психологические свойства имеются каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, в чем именно в чем именно состоят особенности взглядов, мотивов, отношений и др. Трудно найти двух человек, у которых они были бы одинаковы, что делает каждого личность человека неповторимо своеобразной, составляет ее индивидуальность.

В каждом из нас индивидуальное (единичное) сочетается с общим и особенным. Общие у нас психологические свойства, мышление. Ведь получая образование, мы приобретаем знания из арсенала человеческой культуры, причем более или менее одинаковые. Мы загружаем свою память сведениями, получаемыми из единых учебников. Обмениваемся информацией, используя сигналы единого кода - словесного и т.д.

Особенное же – это то, что делает нас психологически похожими на людей определенной группы- граждан своего государства, представителей профессиональной группы, национальностей, группы и т.д.

Необходимо различать в личность индивидуальность и индивидуализм. Индивидуализм как особая философия- тип мировоззрения, ставящего безоговорочно интересы отдельного индивида превыше всего. Отличительная особенность психологии индивида- эгоизм, самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе, о своих достоинствах, убежденность в необходимости жить только для себя, игнорируя интересы других людей и общества.

Индивидуальность ценна, а индивидуализм аморален, паразитичен, ибо связан с присвоением право жить за счет других.

Решение вопроса о соотношении врожденного (биологического) и приобретенного (социального) часто неоправданно связывается с глобальным вопросом «Чего в личности больше- врожденного или приобретенного?». Истина же лежит в ответе на другой вопрос: «О каких свойствах и качествах личности идет речь?» при ответ на него становится ясным, что соотношение врожденного и приобретенного не есть постоянная величина для личности. В разных свойствах и качествах их соотношения различно. Чем выше иерархический уровень психологической сферы личности, тем больше измененного, прижизненно приобретенного, опосредованного социально. Направленность и морально-психологические особенности главным образом определяют в личности ее социальное качество, а именно в них доля приобретенного в жизни безусловно доминирует (в убеждениях, взглядах, жизненных целях вообще трудно найти какие-либо врожденные предпосылки).

Значит, когда речь идет о личности, а не о человеке, как организме, очевидно безусловное преобладание в ее главных свойствах и качествах приобретенного в ходе жизни, социального.

Доля врожденного, биологического значительно выше в психофизиологичес-кой сфере, темпераменте. Но психофизиология не имеет решающего значения для характеристики человека как личности, его социального качества, поведения и роли в обществе. Люди разных темпераментов могут быть выдающимися личностями, а одного темперамента - и выдающимися, и безликими. Неслучайно некоторые теоретики ставят под сомнение правильность включения темперамента в структуру свойств личности.

Итак, есть постоянное, прижизненное психологическое развитие человека на природной основе с ее преобразованием в новые, специализированные психологические структуры и свойства человека, подчиняющиеся не двум видам закономерностей, а одному, в котором уже нельзя разделить биологическое и социальное.

Страницы: 1 2

Рекомендуем посетить:

Изучение «Я» – концепции и мотивации личности
«Я» – концепция, или идеальная представленность индивидов себе как в другом, – важный структурный элемент психического облика личности. Степень адекватности «Я» – образа наиболее часто выясняется при изучении самооценки личности. Самооце ...

Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними
В организации и проведении психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательном учреждении важно основываться на общих принципах, превращающихся в конкретном приложении в правила взаимодействия[14]. Позитивный настрой. Л ...

Выводы
Проанализировав и изучив научную, психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования мы можем сделать следующие выводы: 1. Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет ...