А.Маслоу – один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоритический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, которые пыталичь объяснить до уничтожения творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества.
Если рассматривать иерархичяескую структуру по А. Маслоу, то мы вадим, что:
1. Потребности делятся на первичные и вторичные, и представляют собой иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетами.
2. Поведение человека определяет самая низшая неудовлетворенная потребность иерархической структуры.
3. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.
Это одна из самых известных теорий , которая делит потребности на низшие физиологические побуждения – жажда и прочие, потребность в безопасности –жилища, аффективные потребности – любовь, и потребности высшего порядка – в самовыражении.
По теории А. Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры:
ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Физиологические потребности – необходимые для выживания: потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
1. Потребности в безопасности и уверенности в будущем: потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира, уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
Первичные потребности – физиологические по своей природе, врожденные.
Эти потребности являются основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей. Они включают в себя потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком – то минимальном уровне, прежде чем потребности более высокого уровня станут актуальными. Если не удовлетворить эти основные потребности, то человек не будет заинтересован в высших потребностях, так как они отходят на задний план.
Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значения другие потребности, это – потребности безопасности и защиты: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, страх и хаос.
ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
3. Социальные потребности – в причастности: чувство принадлежности к чему или кому – либо, что человека принимают другие, чувство социального взаимодейсвия привязанности и поддержки.
4.Потребность в уважении: самоуважение, личные достижения, компетентность, уважение со стороны окружающих, признание.
5.Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей, либо потребности личного совершенствования.
Вторичные потребности – психологические потребности.Это потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность принадлежать кому или чему – либо. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими в своей семье или группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.
Потребность принадлежности и любви играют значительную роль в жизни. А. Маслоу определил два типа любви для взрослых: дефицитарная и бытийная. Дефицитарная любовь основана на дефицитарной потребности – она исходит из стремления получить то, чего нам не хватает, это может быть самоуважение, секс, общество кого – то. Бытийная любовь основана на осознании человеческой ценности, другого, без какого – либо желания изменить или использовать его. Эта любовь собственническая и касается поощрения в другом человекt его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви – всего, что позволяет человеку расти. Поиск близких взаимоотношений является одной из самых широко распространенных социальных потребностей человека. Когда наша потребность любить и быть любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения.
А. Маслоу разделил потребности самоуважения на два основных типа: самоуважение и уважение другими.
Рекомендуем посетить:
Заключение.
Теоретической задачей нашего исследования стало изучение литературы по теме самоутверждения, а так же изучение социально-психологического портрета личности, совершившей противоправное деяние.
По вопросу самоутверждения как предмета научн ...
Психолого-педагогические условия развития памяти у
детей младшего школьного возраста с ЗПР
То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются резуль ...
Образ собственного «Я» в ранней юности
Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен.
Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки – социальное сравне ...