Структура профессионального мышления специалиста

Психологические материалы » Структура профессионального мышления специалиста

Страница 2

Внешняя предполагает результат деятельности в качестве побудительной силы к активности, а точнее вознаграждение за результат.

Внутренняя источник активности лежит в самой деятельности. Студенты с преобладанием внутренней мотивацией поглощены самим процессом деятельности, нежели результат. Исследования показали, что для наиболее продуктивной деятельности необходимо сочетание обоих мотиваций, причем такое сочетание, чтобы они взаимодополняли друг друга

На основе потребностей и мотивов формируются цели. Цель – идеальное преставление будущего результата деятельности. Цель и мотивы определяют динамику психических процессов и состояний, включенных в данную деятельность. Правильно поставленная цель позволяет избежать лишней работы, помогает экономить время. Субъект как правило ставит не одну цель а несколько. Их можно упорядочить по их значимости или же разделить на подцели и подподцели. [1; 3]

Важнейшим моментом целепостановки является механизм порождения субъективных целей. В психологических исследованиях было установлено, что наименьшей продуктивностью характеризуются чужие цели, нежели свои.

Задача в психологии определяется как единство цели и конкретных условий ее достижений. [7]

«Постановка задачи предполагает выявление и анализ конкретных объективных и субъективных факторов и условий, способствующих или препятствующих достижению цели.

Вместе с тем в процессе сбора информации о конкретных условиях и факторах достижения цели нередко возникает своеобразное противоречие – одновременно недостаток и избыток информации. С одной стороны, собрать всю информацию практически невозможным, с другой – можно быть погребенным под лавиной информации.

При сборе информации нужно придерживаться принципа ограниченности. Наличие большого количества информации приводит к тому что важные проблемы остаются незамеченными, а наиболее эффективные решения не будут найдены.

Дефицит нужной информации приводит к необходимости реконструировать ее, а избыток затрудняет выделение главного, относящегося к делу содержания и поэтому требует умения селекции главного от второстепенного» [1].

Профессионального мышления предполагает определение наиболее адекватных, соответствующих существенных условий задачи, способов и средств достижения поставленной цели. Планирование обеспечивает мысленное экспериментирование с целью выделения существенных отношений в задаче, позволяет определить оптимальные пути достижения цели и соотносить между собой промежуточные и конкретные результаты.

Прогнозирование предвидение, предвосхищение – антипацию будущего. Именно прогнозирование в ходе мыслительного процесса находит решение ряда альтернативных способов решения задач. [1]

Переход от планирования к исполнительным действиям связан с функционированием таких необходимых компонентов профессионального мышления как контроль оценка и коррекция. Контроль заключается в сопоставлении реальных промежуточных и конечных результатов с условиями и требованиями профессиональной задачи, с целями деятельности. Важным компонентом контроля является наличие систем стандартов и критериев.

В процессе контроля возникает необходимость оценки. Именно оценка позволяет определить подходит или нет данный вариант решения задачи. Необходимо отметить что контроль и оценка не всегда является той «последней каплей решения» иногда возникает необходимость коррекции. С ее помощью специалист обеспечивает полное совпадение реального результата с идеальной целью. [2]

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Физиологический аспект
Одним из первых начал изучать влияние стресса на организм человека, канадский физиолог Ганс Селье. В Праге, работая в университетской клинике инфекционных заболеваний, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфе ...

Бизнес – леди. Мифы о женском украинском предпринимательстве
Проблемы участия женщин в бизнесе в Украине мало исследованы, в отличие, например, от анализа "женской безработицы" или "бедности". Формирование среднего класса как условие стабилизации общества невозможно представить ...

Конфликт: его понятие и сущность
Как показывает практика, конфликт часто ассоциируется с негативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, враждебность, обида, досада, боль, травма, стресс, апатия, ярость, гнев и т.д. Несмотря н ...