Понятие творческого мышления

Страница 2

Не всегда следует стремиться к 100% творческому мышлению. При контроле усвоения знаний творческие задания неуместны и, даже, вредны. При стремлении к высокому уровню творчества, следует формулировать нестандартные задачи.

Можно ли научиться творческому мышлению? Творческое мышление, скорее есть проявление таланта, склада ума, своеобразного видения мира. Но такие наклонности можно развивать, тренировать, используя некоторые приемы, создавая определенные условия, способствующие творчеству: самостоятельность; ответственность; постановка конкретных проблем; необходимость получения нового результата; создание обстановки "никто кроме меня"; значительная доля неопределенности; поиск других подходов к явлению, вплоть до "сделаем наоборот", вопреки здравому смыслу, на грани абсурда; высвобождение из-под жесткого контроля известных закономерностей, стандартного мышления, логики; использование случая, когда можно "поймать" то, что никогда не удалось увидеть, действуя намерено; переключение внимания с основных явлений, предметов, соотношений на другие, кажущиеся второстепенными, маловероятными; "не доверять словам", научиться мыслить образами; почувствовать границу "знание-незнание", ощутить знание о незнании; не стесняться высказывать предложения, способы реализации которых не известны автору; не выдвигать альтернативы, отказаться от попытки их немедленного поэтапного логического анализа и доказательства правильности последовательных шагов; вопреки законам логики менять содержание понятия в ходе рассуждений; доверять чувству интуиции, озарению, не пытаться их сразу рационализировать; помнить, что зачастую новые идеи сначала кажутся нелепыми, абсурдными и противоречащими "здравому смыслу", чередовать периоды творческой активности с периодами детерминированных рассуждений; помнить о парадоксе.

В учебном процессе для развития начал творческого мышления следует создавать ситуации: неожиданности, конфликта, предложения, опровержения, несоответствия, неопределенности. Эти предложения могут быть дополнены другими и использованы для решения проблем развития черт творческой.

Каково значение творческого мышления в наше время? Творчество, как способ решения проблем, когда к ним нет известных подходов и алгоритмов описания, является важнейшим фактором, определяющим развитие цивилизации. Оно присуще людям всех профессий. Творчество не доступно самым мощным ЭВМ и, видимо, никогда не будет "машинизировано". Поддаются машинному решению только логические задачи, которые можно алгоритмизировать. Эту рутинную работу человек поручает ЭВМ, оставляя себе чисто человеческую роль - роль Творца. Все открытия были сделаны самыми высокими актами творчества

Между творчеством и не творчеством нет резкой и непреодолимой границы. Путь решения задачи начинается с ее постановки, затем идет акт собственно творчества, появление новой, эффективной, простой идеи, после этого следует ее проверка, апробация, внедрение. Творческое мышление - высшее проявление профессионализма, то есть совершенно стандартного мышления. Озарение не приходит на пустое место. Творческое мышление необходимо и в обыденной жизни. Шаблонно мыслящего человека, самонацеленного на движение по пути только высоковероятных событий, легко "обвести вокруг пальца", чем широко пользуются фокусники, мошенники, гадалки, политики.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем посетить:

Анализ организации групповой деятельности и взаимодействия индивидов в группах
В последние годы в прикладных исследованиях заметно повысился интерес к проблемам, связанным с групповой деятельностью специалистов. Актуальность этих вопросов, прежде всего, определяется практическими запросами, а также тенденциями разви ...

Теоретические аспекты стресса
Анализ психологических исследований боевых действий в войнах прошлых веков и начала ХХ века (Вольф К.М., Гершельман С.К., Головин Н.Н., Дмитриевский А.М., Изместьев П.И., Корф П.А., Полянский В.Н., Резанов А.С., Хаханьян Г.А., Шумков Г.Е. ...

Классификация групп
Показательно, что содержание, способ возникновения, форма осуществления, длительность существования совместной деятельности, количество и характер взаимосвязей ее участников являются главными основаниями классификации групп. По числу учас ...