Сознание и бессознательное - различие способов освоения действительности

Психологические материалы » Сознание и бессознательное - различие способов освоения действительности

Страница 2

Термин "сознание" введён в русский язык Н.М. Карамзиным[3] как калька с латинского conscientia, которое и означает сознание. Сознание - это знание, построенное на основе использования языка и существующее в знаковой форме.

В психологии вплоть до настоящего времени понятие сознания употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Приведём одно из определений сознания, которое дал советский психолог А.Г. Спиркин[4]: “Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека".

Различают несколько типов сознания[5]:

Классовое сознание - предпосылка активного участия в классовой борьбе.

Коллективное сознание - термин, означающий совокупность всех сознательных актов и содержание сознания, которые свойственны каждому члену человеческой группы (когда речь идет о групповом сознании) или вообще всем людям (когда речь идет о "сознании вообще"). Коллективное сознание в собственном смысле - как сознание коллектива - не существует, хотя имеется некоторая (остающаяся неосознанной) коллективная определенность, за которой могут развиться однородные, становящиеся осознанными чувства и волевые действия (покоящиеся на чувствах).

Сознание ответственности - сопровождающее любое наше действие или бездействие, высказывание или молчание сознание того, что наша деятельность не обусловлена средой или ситуацией, что мы могли бы поступить так, как поступили, но могли бы поступить и иначе, то есть сознание того, что мы не только можем, но и должны (при уважении достоинства нашей личности) отвечать за последствия наших поступков.

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, то есть отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и. т.д.). Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а одно целое.

Всё о чём мы говорили в первом разделе этой работы, касалось сознания.

Теперь перейдём к изучению бессознательного. Для начала познакомимся с понятием бессознательного.

Бессознательное[6] - совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

Бессознательное проявляется по-разному.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Основные теоретические представления о феномене
Задатки родителя (будущего) есть абсолютно у каждого человека, у кого-то больше, а у кого-то меньше. Тем не менее, для того, что бы родительство было правильным и эффективным, необходимы не только интуитивные знания и представления об это ...

Когнитивная теория эмоций
Если периферическая теория утверждала, что решающим для возникновения определенной эмоции является специфическое состояние организма, то противники этих взглядов искали детерминанты эмоций в интеллектуальной или познавательной сфере. На н ...

Oсознание этнической идентичности
Осознание людьми своей этнической принадлежности значительно варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенно ...