В свете потребностей раскрывается и тайна человеческих способностей. Они складываются из трех уровней:
1. биологического — задатков;
2. психологического - выражения его в виде потребностей;
3. умений и навыков, закрепление которых зависит уже от возможностей социальной жизни.
Живая сердцевина потребностей зависит как от силы, мощи соответствующих потребностей и интересов, так и от их осознания и конкретизации. Признак способностей - наличие четко выраженного интереса; таланта — поглощенность, одержимость им; гения - наличие множества снедающих интересов со всепоглощенностью главным (двумя, тремя) из них, размах не только силы, но и диапазона потребностей.
Кроме того, великий человек - это и великий характер. Глубоко отметил А.С. Макаренко: «Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, - тем такой человек красивее и выше».
Потребность как первоэлемент научных систем о жизни исследователи почему-то не привыкли замечать. Но еще Гегель считал, что «исторически первое должно быть логически первым». Часто, например, говорят об изначальности инстинкта в жизни существ. Но он сам переживается организмом как его потребность. В других случаях характеристику организма склонны начинать с ощущений как «самой элементарной психической формы». Однако при этом не учитывается, от чего зависят характер, содержание ощущения. Оно целиком определяется природой потребностей, свойственных организму. Именно на основе потребностей получает свою окраску восприятие окружающего мира, где ощущения взаимодополняют друг друга.
Проблема воспитания и самовоспитания — в первую очередь проблема воспитания и самовоспитания потребностей через прямое обращение к сфере, где они живут, — подсознанию.
Мы указали на роль человеческих потребностей в качестве движущей силы социального развития. Поэтому важно выяснить роль и значимость каждой из них, общее соотношение.
Таблица Система потребностей и чувств
Основные уровни бытия человека |
Виды потребностей |
Суть потребностей |
Особая роль |
Духовная жизнь |
Мировоззренческие |
Потребность познания мира |
- |
Вероносные |
Потребность веры в нечто |
Неотделимы от других духовных чувств | |
Религиозные |
Потребность Бога |
- | |
Социальные |
Потребность в широкой человеческой общности |
- | |
Эстетические |
Потребность совершенства |
- | |
Интеллектуальные |
Потребность широких ориентиров |
- | |
Нравственные |
Потребность в человеческой ценности |
- | |
Моральные |
Потребность самоценности |
Основание | |
Физическая жизнь |
Материальные |
Потребности внешнего присвоения |
- |
Биологические |
Потребности внутреннего усвоения |
Основание |
Рекомендуем посетить:
Психологические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст.
Подростковый возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Полного сог ...
Анализ полученных результатов
Выявим различия на этапе сбора информации. Важной особенностью сбора данных в Интернет-источниках, таких как форумы, является то, что исследователь имеет дело с уже накопленным массивом данных, только часть которых представляет для него и ...
Первая дискуссия вокруг социальной психологии как начальный этап её
развития.
В ходе дискуссии 20-х гг. резко обозначилась тенденция к разработке новой материалистической науки, основанной на марксистской философии. Эти поиски не воспринимались однозначно представителями общественности. Особое место в дискуссии зан ...