В свете потребностей раскрывается и тайна человеческих способностей. Они складываются из трех уровней:
1. биологического — задатков;
2. психологического - выражения его в виде потребностей;
3. умений и навыков, закрепление которых зависит уже от возможностей социальной жизни.
Живая сердцевина потребностей зависит как от силы, мощи соответствующих потребностей и интересов, так и от их осознания и конкретизации. Признак способностей - наличие четко выраженного интереса; таланта — поглощенность, одержимость им; гения - наличие множества снедающих интересов со всепоглощенностью главным (двумя, тремя) из них, размах не только силы, но и диапазона потребностей.
Кроме того, великий человек - это и великий характер. Глубоко отметил А.С. Макаренко: «Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, - тем такой человек красивее и выше».
Потребность как первоэлемент научных систем о жизни исследователи почему-то не привыкли замечать. Но еще Гегель считал, что «исторически первое должно быть логически первым». Часто, например, говорят об изначальности инстинкта в жизни существ. Но он сам переживается организмом как его потребность. В других случаях характеристику организма склонны начинать с ощущений как «самой элементарной психической формы». Однако при этом не учитывается, от чего зависят характер, содержание ощущения. Оно целиком определяется природой потребностей, свойственных организму. Именно на основе потребностей получает свою окраску восприятие окружающего мира, где ощущения взаимодополняют друг друга.
Проблема воспитания и самовоспитания — в первую очередь проблема воспитания и самовоспитания потребностей через прямое обращение к сфере, где они живут, — подсознанию.
Мы указали на роль человеческих потребностей в качестве движущей силы социального развития. Поэтому важно выяснить роль и значимость каждой из них, общее соотношение.
Таблица Система потребностей и чувств
Основные уровни бытия человека |
Виды потребностей |
Суть потребностей |
Особая роль |
Духовная жизнь |
Мировоззренческие |
Потребность познания мира |
- |
Вероносные |
Потребность веры в нечто |
Неотделимы от других духовных чувств | |
Религиозные |
Потребность Бога |
- | |
Социальные |
Потребность в широкой человеческой общности |
- | |
Эстетические |
Потребность совершенства |
- | |
Интеллектуальные |
Потребность широких ориентиров |
- | |
Нравственные |
Потребность в человеческой ценности |
- | |
Моральные |
Потребность самоценности |
Основание | |
Физическая жизнь |
Материальные |
Потребности внешнего присвоения |
- |
Биологические |
Потребности внутреннего усвоения |
Основание |
Рекомендуем посетить:
Страхи
Почему я выбрала именно исследовательскую работу по выявлению страхов, потому что, поставив перед собой цель, решила действительно получить положительный результат. Так же, создавая этот проект, я получала опыт работы с детьми, училась пр ...
Сознание как высшая форма отражения реальности
Сознание - высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов:
- позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности; - обеспечивающих преемственнос ...
Анализ учебной мотивации и психологического благополучия подростков как
факторов образовательной среды
До недавних пор считалось, что в нашей стране одна из самых лучших систем образования. В начале нового тысячелетия было проведено международное исследование, направленное на измерение уровня знаний и умений учеников 10-х классов по разным ...