Природа и социально-психологическая сущность насилия

Психологические материалы » Социальная защита детей, подвергающихся насилию в семье » Природа и социально-психологическая сущность насилия

Страница 3

Эмоциональное – словесное насилие может выражаться:

1) в унижении достоинства, например, в использовании слов унижающих достоинство. Как часто на улице мы слышим, как мамочка говорит ребенку о том, что он бездарь, или старушки говорят шумящим подросткам, что им место в тюрьме. Крик на другого человека – стал одним из распространенных форм общения, и все это является насилием над человеком.

2) В игнорировании потребностей. Игнорирование потребностей человека – это одна из форм насилия, причем не менее значимая и боле распространенная, чем другие. Эмоциональная привязанность, поддержка и эмоциональное теплое общение между членами семьи очень важны для жизни человека. В современных экономических условиях родители зачастую вынуждены очень много работать и соответственно устают, так, что приходя, домой, у них нет сил для того, чтобы поговорить, друг с другом, и тем более с ребенком. Но ребенок не виноват в том, что родители устали. Ему необходимо, что бы родители его выслушали. поиграли с ним, обняли, похвалили. Вместо этого он слышит – «отстань», «не мешай» и т.д., таким образом, они игнорируют его потребности. Естественно, что подобным образом игнорируются не только потребности детей, но и взрослых членов семьи, а это в свою очередь приводит к отчуждению членов семьи и к нарастанию напряжения в отношениях, что в свою очередь приводит к конфликтным ситуациям, ссорам, разводам. И если взрослый человек может найти эмоциональную поддержку вне семьи, то ребенку сделать это на много сложнее.

3) В изоляции от других членов семьи. Естественное, это форма насилия наиболее распространена в отношении детей, особенно имеющих разведенных родителей. Очень часто, разведенные мамы не разрешают встречаться с отцами. Ил внушают им. Что их отцы плохие и не надо с ними видеться. Но развод родителей и так слишком тяжелое бремя для ребенка и ему продолжают быть нужными, как правило, оба родителя. Поэтому запрет или невозможность видеться с одним из родителей или бабушками – это насилие по отношению к ребенку.

4) В угрозе применить насилие. «Перестань плакать – или будет хуже», «если получишь еще одну двойку – то я тебя выпорю», «скажи еще хоть слово – ударю». Сколько примеров подобных высказываний можно услышать в своей жизни? Все эти высказывания направлены на то, чтобы человек боялся, ведь легче всего управлять другим человеком именно тогда, когда он боится. И легче всего чувствовать себя главным – когда тебя бояться. Домашнее насилие, как и любое другое насилие, основывается на страхе, на страхе одних перед другими. Страх порождается молчанием. А молчание порождает новый страх.

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем посетить:

Инструменты манипулирования и контроля
В процессе становления общественных отношений, на сегодняшнем этапе их развития мы можем наблюдать любопытные закономерности – отношения непосредственной зависимости людей сегодня оказываются разорванными, и манипулирование общественным с ...

Социальные роли
В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е годы американские исследователи Д.Мид и Р.Линтон. Последний определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала ...

Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский). Гребенко утверждал, что ...