Природа и социально-психологическая сущность насилия

Психологические материалы » Социальная защита детей, подвергающихся насилию в семье » Природа и социально-психологическая сущность насилия

Страница 3

Эмоциональное – словесное насилие может выражаться:

1) в унижении достоинства, например, в использовании слов унижающих достоинство. Как часто на улице мы слышим, как мамочка говорит ребенку о том, что он бездарь, или старушки говорят шумящим подросткам, что им место в тюрьме. Крик на другого человека – стал одним из распространенных форм общения, и все это является насилием над человеком.

2) В игнорировании потребностей. Игнорирование потребностей человека – это одна из форм насилия, причем не менее значимая и боле распространенная, чем другие. Эмоциональная привязанность, поддержка и эмоциональное теплое общение между членами семьи очень важны для жизни человека. В современных экономических условиях родители зачастую вынуждены очень много работать и соответственно устают, так, что приходя, домой, у них нет сил для того, чтобы поговорить, друг с другом, и тем более с ребенком. Но ребенок не виноват в том, что родители устали. Ему необходимо, что бы родители его выслушали. поиграли с ним, обняли, похвалили. Вместо этого он слышит – «отстань», «не мешай» и т.д., таким образом, они игнорируют его потребности. Естественно, что подобным образом игнорируются не только потребности детей, но и взрослых членов семьи, а это в свою очередь приводит к отчуждению членов семьи и к нарастанию напряжения в отношениях, что в свою очередь приводит к конфликтным ситуациям, ссорам, разводам. И если взрослый человек может найти эмоциональную поддержку вне семьи, то ребенку сделать это на много сложнее.

3) В изоляции от других членов семьи. Естественное, это форма насилия наиболее распространена в отношении детей, особенно имеющих разведенных родителей. Очень часто, разведенные мамы не разрешают встречаться с отцами. Ил внушают им. Что их отцы плохие и не надо с ними видеться. Но развод родителей и так слишком тяжелое бремя для ребенка и ему продолжают быть нужными, как правило, оба родителя. Поэтому запрет или невозможность видеться с одним из родителей или бабушками – это насилие по отношению к ребенку.

4) В угрозе применить насилие. «Перестань плакать – или будет хуже», «если получишь еще одну двойку – то я тебя выпорю», «скажи еще хоть слово – ударю». Сколько примеров подобных высказываний можно услышать в своей жизни? Все эти высказывания направлены на то, чтобы человек боялся, ведь легче всего управлять другим человеком именно тогда, когда он боится. И легче всего чувствовать себя главным – когда тебя бояться. Домашнее насилие, как и любое другое насилие, основывается на страхе, на страхе одних перед другими. Страх порождается молчанием. А молчание порождает новый страх.

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем посетить:

Когнитивная теория эмоций
Если периферическая теория утверждала, что решающим для возникновения определенной эмоции является специфическое состояние организма, то противники этих взглядов искали детерминанты эмоций в интеллектуальной или познавательной сфере. На н ...

Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. Ясперса
К. Ясперс, немецкий философ, представитель экзистенциальной психологии, психиатр. Утверждал, что термин «сознание» имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознание собственных переживаний — в противоположность тому, что пребы ...

Методики определения уровня конфликтности личности
В современных условиях конфликтность личности диагностируется при помощи стандартизированных компьютерных методик. К данным методикам относятся: тест Томаса, методика Ассингера, специальные шкалы методик MMPI, Кеттелла, Сонди и др. Методи ...