Природа и социально-психологическая сущность насилия

Психологические материалы » Социальная защита детей, подвергающихся насилию в семье » Природа и социально-психологическая сущность насилия

Страница 1

Насилие – это сложный и многоаспектный феномен. Оно изучается различными науками: философией, историей, социологией, правом, психологией и другими науками.

В понимании феномена насилия есть два крайних подхода – широкий и узкий, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах – не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное. При этом подавлением считается любое ограничение условий личностного развития, причина которого заключена в других людях или общественных институтах. В узком смысле насилие обычно сводится к физическому и экономическому ущербу, которого люди наносят друг другу, и оно понимается как телесные повреждения, убийства. Ограбления, поджоги и т. п. Трудности, связанные с определением насилия, получают разрешение, если поместить его в пространство свободной воли и рассматривать как одну из разновидностей властно-волевых отношений между людьми.

Понятие насилия имеет достаточно конкретное и строгое содержание, его нельзя отождествлять с любой формой принуждения.

Механизм, технология насилия и состоит в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чаще всего удерживаются от определенных поступков с помощью прямого физического воздействия.

Будучи навязыванием воли одних другим, насилие может быть интерпретировано как разновидность отношений господства, власти. Власть есть господство одной воли над другой, применительно к человеческим отношениям ее можно определить как принятие решения за другого.

Вот как определяет насилие известный российский философ А.А. Гусейнов в своей статье «Понятие насилия»: «…насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы» насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей. В процессе насилия одни индивиды навязывают себя, свои цели и нормы другим, стремясь подчинить их себе.

Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которых одни индивиды или группы людей подчиняют себе других, узурпируют их свободную волю.

Под насилием так или иначе подразумевают физическое воздействие, но не следует, делать ошибку, которую совершают многие, - забывать, что человек существо не только телесное, а и духовное и психологическими средствами человека, будь-то ребенок или взрослый, можно измучить не меньше, чем физическим насилием.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, не редка – угроза его жизни или даже смерть.

Физическое насилие – нанесение родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, телесных повреждений. Которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Чаще всего физическое насилие применяется по отношению к детям, хотя известны случаи, когда выросшие дети бьют других членов семьи.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Методы исследования малых неформальных групп
Наиболее полно методики изучения малых неформальных групп описал М.В. Кроз. Для изучения структуры и границ малых групп используют со-циометрию, обычный социометрических опрос. Главное в данном случае состоит в обработке данных. Здесь ну ...

Типы адаптированности личности к браку.
Комбинация способностей, вернее и точнее, степень их развитости и наличия дает возможность выделить определенные типы личностей: 1) Высокоадаптированные; 2) Среднеадаптированные; 3) Низкоадаптированные; 4) Дезадаптированные. Высокоад ...

Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников
По Закону РФ « Об образовании» все дети, независимо от их подготовки, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения. В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья первоклассников, создания оптимальных у ...