Так, Челпанов настаивал на разделении всей психологии на психологию общую (эмпирическую, независимую от мировоззрения и марксизма) и социальную психологию (марксистскую). Артемов отстаивал разделение психологии на психологию индивида и психологию коллектива. Корнилов предложил развивать реактологию, где в фокусе исследований находился коллектив, задающий единую реакцию на единый раздражитель, при этом в задачи социальной психологии входило измерение скорости, силы и динамизма реакции коллектива на данный раздражитель. Блонский биологизировал социальную психологию, считая ее единой наукой для человека и для животных. Бехтерев предлагал развитие «коллективной рефлексологии» - подхода, в настоящее время считающегося механистическим, согласно которому личностью управляют социальные инстинкты, а анализ социальных связей возможен по аналогии с физическими законами. Согласно Выготскому социальна вся психология, поскольку главный механизм развития психики – усвоение социально-исторических форм деятельности, которое изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы психологических процессов, а предметом социальной психологии как отдельной дисциплины Выготский считал изучение групп, коллектива.
В середине прошлого века дискуссии о предмете социальной психологии актуализируются благодаря потребностям социальной практики. В качестве основных подходов к предмету социальной психологии формулируются следующие:
· социальная психология - наука о социальных группах (больших и малых) и массовидных явлениях психики (традиции, нравы, обычаи, формирование общественного мнения, мода);
· социальная психология - наука изучающая личность в группе, а также феномены, сопровождающие функционирование личности в группе (особенности социального восприятия, межличностные отношения и т. п.).
Считается, что существенный вклад в современное понимание предмета в отечественной социальной психологии внесли Парыгин (изучал социальную психологию личности, общностей и общения, социальных отношений и форм духовной деятельности) и Мясищев (исследовал изменения психологической деятельности в группе под влиянием взаимодействия участников, особенности групп, психологические стороны социальных процессов общества).
В настоящее время отечественная социальная психология развивается в рамках деятельностного подхода, предполагающего изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристик самих этих групп.
Рекомендуем посетить:
Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З. Фрейда
С точки зрения Фрейда содержание бессознательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого характера. Вытеснение — это процесс, начинающийся в раннем детстве под моральным давлением ...
Психологические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст.
Подростковый возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Полного сог ...
Особенности психологического здоров’я детей в дошкольном возрасте
Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка – это дошкольное детство
(примерно от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка.
Эти процессы в первую очередь обусловле ...