Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии

Социальная психология » Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии

Страница 1

Бурное развитие социально-психологических исследований в значительной мере стимулировано практическими запросами, которые требуют достаточно быстрых решений. Это наложило свою специфику на становление самой научной дисциплины: в социальной психологии имеет место определенный «обгон» фундаментальных исследований со стороны прикладных работ. Такая ситуация порождает как положительные, так и отрицательные моменты для развития социальной психологии.

Трудности при проведении социально-психологических исследований связывают со следующими причинами.

1. Особенности применяемых методик. Все они базируются на том, что источник получения информации – человек. И если испытуемый находится в реальной ситуации (психолог проводит исследование в «поле»), он не выключен полностью из системы окружающих отношений, что помогает избежать «стерильности» ситуаций, возникающей в лаборатории, где человек «настроен на волну» экспериментатора. Но при полевом исследовании могут возникнуть такие переменные, которые трудно учесть и которые могут дать такой «сдвиг» в данных, искажающие общую картину исследования.

2. Время проведения прикладного исследования. Все социально-психологические методики громоздки, их применение требует значительного времени.

В России долгое время главным заказчиком социально-психологических исследований было промышленное производство, что обусловило два основных направления большинства прикладных исследований: проблемы управления производством и научная организация труда и проблемы формирования производственного коллектива. Наиболее общими в рамках джанных направлений являлись такие темы как психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков, проблемы управления и коммуникаций внутри производственного коллектива, формирование маркетингового мышления и психология рекламы.

Более всего внимания уделяется разработке проблемы психологического климата. Раскрыть понятие «психологический климат» можно, обозначив как минимум три ряда отношений:

· отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность ею);

· отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);

· отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.).

Поскольку проявления психологического климата многообразны как в поведении людей, так и в различных системах их отношений, то не существует и не может существовать какой-то единой методики исследования. В результате проведенных исследований было предложено выделять четыре возможных типа «психологического климата»:

1. благоприятный,

2. противоречивый,

3. средне благоприятный,

4. неблагоприятный климат.

Важной областью приложения социально-психологических знаний находится в сфере борьбы с противоправным поведением. Область профилактики, анализ и условия формирования противоправного поведения, область перевоспитания лиц, совершивших противоправные поступки (например, способы воздействия, применяемые в этих случаях), - это проблемы, в которые решаются, в том числе и силами социальной психологии.

Сфера укрепления и развития семьи – еще одна область практичсекого применения социально-психологичсеких знаний. Основные задачи социальной психологии семьи: подготовка молодых людей к созданию семьи (просветительская функция, обеспечение так называемой «службы знакомств», обучение общению); регулирование семейных взаимоотношений, способствующее повышению устойчивости семьи (выяснение формы и структуры семейных конфликтов, способы их разрешения, создание специальных семейных консультаций); исследования внутри семейных установок, которые возникают по отношению к детям («репродуктивная установка») и т.д.

Среди наиболее активно развивающихся отраслей социальной психологии А. Л. Журавлев называет политическую психологию, экономическую психологию и этническую психологию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Типы супружеских отношений и профили брака
Часто мы говорим «счастливые жених и невеста», нередко читаем на страницах книг «они прожили жизнь в счастливом союзе». Но существуют ли какие-то критерии счастливого супружества и, что оказывает влияние на их изменения? Отношения к брак ...

Природа и социально-психологическая сущность насилия
Насилие – это сложный и многоаспектный феномен. Оно изучается различными науками: философией, историей, социологией, правом, психологией и другими науками. В понимании феномена насилия есть два крайних подхода – широкий и узкий, каждый и ...

Компоненты совместимости людей в коллективах и группах
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Формально или неформально сложившийся коллектив мо­жет быть весьма различным с точки зрения сплоченнос­ти его членов. Последняя может быть очень высокой, ког­да люди тесно связаны друг ...