Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии

Социальная психология » Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии

Страница 6

Общие проблемы, дискуссионные для экспериментов: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль над ними, контроль над изменениями зависимых переменных, выделение контрольных и экспериментальных групп и т. п. Проблемы в обсуждении ограничений лабораторного эксперимента, как правило, сводятся к двум, а именно:

1. Экологическая валидность лабораторного эксперимента - возможность распространения данных на реальную жизнь.

2. Опасность смещения данных в связи с особым подбором испытуемых.

Так же к актуальным относится и вопрос: не теряется ли в эксперименте реальная «социальность»? Что касается пункта №1, многие исследователи считают, что лабораторный эксперимент призван лишь проверять отдельные положения теории, поэтому социальные психологи, как правило, не оспаривают ограниченность лабораторного эксперимента, признавая при этом его значение.

Кэмпбелл предлагает особый класс экспериментов – квази-эксперимент. Квази-эксперимент - осуществление не по полной схеме, а в «усеченном виде». Необходимо учитывать многочисленные угрозы внешней (относится к определению тематике проводимого эксперимента) и внутренней (отношение м\д независимой и зависимой переменной) валидности. Главная идея - в социально-психологическом эксперименте должны сочетаться количественный и качественный анализ.

Другая проблема экспериментального знания связана с проблемой репрезентативности (учет класса объектов, на который могут распространяться результаты.) В социально-психологическом эксперименте возникает смещение, которое нельзя не учитывать, т.к. обычно используют испытуемых, которых легче собрать для участия (как правило, студенты психологических факультетов). Такое смещение может очень исказить результаты, при этом сама готовность работать с экспериментатором уже искажает результаты. Фиксируются «предвосхищающие оценки» и Розенталь-эффект (следствие присутствия экспериментатора).

Естественные эксперименты уступают лабораторным в чистоте и точности. Но естественный эксперимент считается более перспективным. Один из наиболее известных социальных психологов, практикующих естественные эксперименты (как, впрочем, и лабораторные) – С. Милграм.

Среди проблем методов обработки полученных данных возникает вопрос: не будет ли включение в интерпретацию данных соображения не только логики, но и содержательной теории снижать объективность исследования, вносить в него проблему ценностей.

Эту проблему традиционно рассматривают в русле двух направлений - сциентистского и гуманистического.

Сциентистское направление создано в философии неопозитивизма, где работа с данными уподоблена точным наукам (физике). Никакие ценностные суждения не могут быть включенными в исследования.

Возникали споры, можно ли применить такой подход к наукам о человеке. В. Дильтеем была создана «понимающая психология», где принцип понимания выдвигался на равную ступень с принципом объяснения.

Гуманистическое направление требует включения ценностных суждений в научное исследование, как при формулировании проблемы, так и при интерпретации результатов, что позволяет учитывать социальный контекст изучаемой реальности.

Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации в социально-психологических исследованиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Рекомендуем посетить:

Управление конфликтами
Управление конфликтом — это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению. Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные ст ...

Взаимодействие сознания и подсознания
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведени ...

Психологическая грамотность как фактор формирования психологической культуры личности
Наша работа раскрывает особенности влияния индивидуальных и личностных характеристик на специфику формирования психологической грамотности в структуре базовых компетенций психологической культуры личности. Объектом работы выступает психол ...