Социально-психологические аспекты развития группы

Социальная психология » Социально-психологические аспекты развития группы

Страница 2

· латентная (ознакомление с задачей);

· адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи);

· интегративная (объединение усилий, координация стратегий);

· достижение требуемого решения.

Особые формы принимает развитие группы в экстремальных условиях (ознакомление, дискуссии, ролевые ориентации).

В настоящее время в отечественной социальной психологии наиболее распространенными оказались два подхода к типологии реальных, естественных малых групп, соответствующие двум концепциям коллектива - это концепция Л. И. Уманского и теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе А. В. Петровского.

В концепции коллектива, предложенной Л. И. Уманским, осуществлена попытка выявить определяющие характеристики (или параметры) группы, степень выраженности и зрелости которых рассматривается как критерий для определения уровня развития группы как коллектива. К ним автор относит все существенные характеристики реальных контактных групп. Таким образом, Л. И. Уманский выделил следующие типы групп в зависимости от их уровня развития:

· Номинальная группа - конгломерат (объединение незнакомых людей во времени и пространстве)

· Группа - ассоциация (формальное межличностное объединение)

· Группа - кооперация (организованная структура, межличностные отношения в которой носят в основном деловой характер). На этом уровне начинает активно развиваться процесс автономизации группы

· Группа - коллектив (высокий уровень автономизации - интенсивный процесс обособления, объединение членов группы по отношению к значимым групповым целям). Группа становится эталоном для ее членов (появление эффекта «монореферентности»).

Однако может сформироваться «лжеколлектив», если произошло замыкание на внутригрупповых целях, изолированных от общества. В то же время с точки зрения внутригруппового общения могут быть группы, замкнутые извне, но отличающиеся внутригрупповыми антипатиями, межличностным эгоцентризмом, конфликтностью и агрессивностью.

В ряду «моделей» коллектива выделяется стратометрическая концепция А. В. Петровского. В основе ее лежит утверждение о наличии специфических для коллектива социально-психологических феноменов, качественно отличающихся от социально-психологических характеристик групп более низкого уровня развития. В рамках данной «модели» различные внутригрупповые процессы, характеризующие коллектив, представляют собой определенную иерархическую систему по отношению к целям, задачам и принципам групповой деятельности. В этой многоуровневой структуре, по мнению автора, можно выделить несколько страт или слоев, имеющих различные психологические характеристики:

1) Центральную (ядерную) страту составляет сама групповая деятельность с ее содержательными, общественно-экономическими и социально-политическими характеристиками. По сути, это непсихологическое образование (характеризует включенность группы в более широкую социальную общность). На основе этого можно выделить 3 критерия для оценки группы как коллектива:

1 - оценка выполнения коллективом основной общественной функции

2 - оценка соответствия группы социальным нормам

3 - оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гармонического развития личности.

2) Следующая страта - первая психологическая по своей сути - фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее смысл для каждого участника.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Ведущая роль обучения в развитии аномального ребенка.
Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений дефектологии. Своеобразие вышеописанных групп аномальных дошкольников определяет особенности специального обучения. В целях успешного у ...

«Имидж» и «социальное представление»: к вопросу о соотношении понятий
Основной гносеологической проблемой теории имиджа выступает непроработанность ее базового понятия – понятия «имидж». На наш взгляд, рассмотрение имиджа как «продукта» социального познания, механизмов его конструирования, будет наиболее п ...

Образ собственного «Я» в ранней юности
Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки – социальное сравне ...