Социально-психологические аспекты развития группы

Социальная психология » Социально-психологические аспекты развития группы

Страница 3

3) Во второй страте локализуются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее целями, задачами, ходом выполнения) и принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями.

2) Третья (поверхностная) страта межличностных отношений предполагает наличие связей, где коллективные цели и групповые ориентации не являются основным фактором личных контактов людей в группе.

Первые две страты являются определяющими для групп высокого уровня развития. Таким образом, степень развития коллектива находится в прямой зависимости от общественной значимости деятельности и степени опосредствования межличностных отношений ее целями, ценностями и содержанием в группе.

На основе данной «модели» можно выделить типы групп (различающиеся по уровню внутригруппового развития):

1) Подлинный коллектив - межличностные отношения в группе максимально опосредствованы целями и задачами коллективной деятельности, при этом сама деятельность носит ярко выраженный просоциальный характер. Группам такого типа свойственна высокая деловая сплоченность, благоприятный психологический климат.

1) Активно функционирующее корпоративное сообщество - схожие черты с предыдущим типом, но носят цели антисоциальный характер

2) Просоциальная ассоциация - высокие социальные ценности, но цели общей деятельности не определяют межличностные отношения

1) Асоциальная ассоциация - похожа на предыдущий тип, но деятельностные факторы носят асоциальный характер, реализуются в основном сугубо личные цели

2) Диффузная группа - характерны нулевая социальная значимость опосредствующих факторов и отсутствие их выраженности в системе внутригруппового общения и взаимодействия.

Е. П. Авдуевская считает, что существуют различия в отношении к группе в зависимости от того, в какую группу входит человек. Так, в группе с преобладанием отрицательных взаимоотношений у человека наблюдается незнание групповых норм, отчужденность (вплоть до непринятия группы), ощущение своей ненужности, уклонение от взаимодействия, склонность к индивидуальным формам работы; напротив, в группе с высоким уровнем развития отношений (с преобладанием позитивных) чаще фиксируются положительное отношение к внутригрупповым задачам, идентификация с группой, готовность к совместным действиям, развитие чувства “мы” и т.д. Кроме того большое значение имеет тот факт, на какой стадии развития находится группа.

Итак, коллектив, как высшая форма развития группы, имеет свои социально-психологические феномены или параметры - это:

· проявление коллективистического самоопределения и резкое снижение конформных реакций в значимых для членов коллектива ситуациях (экспериментальные работы И. А. Оботуровой, А. А. Туровской и др.);

· наличие сплоченности как ценностно-ориентационного единства (В. В.Шпалинский, А. И. Донцов);

· действенная эмоциональная групповая идентификация (А. И. Папкин, М А. Туревский);

· содержательность мотивационного ядра выбора в системе межличностных отношений (Н. М. Швалева);

· явление референтности (Е. В. Щедрина).

Необходимо отметить, что отечественные исследования в области психологии коллектива строятся на идеях А. С. Макаренко. Важнейший признак коллектива, по А. С. Макаренко, — это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.

Красной нитью во всех рассуждениях у А. С. Макаренко проходит мысль о том, что успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет рассогласования целей коллектива и общества.

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем посетить: