Общение как взаимодействие

Социальная психология » Общение как взаимодействие

Страница 2

Существуют и другие классификаций взаимодействия: А. А. Леонтьева (социально-ориентированные, предметно ориентированные и личностно ориентированные ситуации); Аргайла (официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, ассиметричные ситуации и т.д., при этом каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, различают три основных стиля действия: ритуальный, задан некоторой культурой (например, приветствие), манипулятивный и гуманистический) и др.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных: кооперация и конкуренция. Экспериментально данную дихотомию социального взаимодействия показал в своих экспериментах Шериф.

Кооперация – координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил), необходимый элемент совместной деятельности. А. Н. Леонтьев назвал две основные черты совместной деятельности: разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого, т. к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности (предмет и мотив деятельности не совпадают). Средством соединения результата деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Экспериментальные исследования: анализ вкладов участников взаимодействия и степень включенности в него.

При анализе различных типов взаимодействия важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия (негативные примеры преступного сообщества).

Может ли конкуренция сама по себе провоцировать вражду? Согласно эксперимента, испытуемые попеременно играли в компьютерные игры: одни играли, соревнуясь (сравнивая свой счет), а другая половина – сотрудничая (объединяя свой счет). Настроившись на соревнование, испытуемые без необходимости убивали игровых персонажей на 61% чаще. Таким образом, соперничество порождает агрессию.

Анализ исследований, посвященных соперничеству или конкуренции, показывает, что здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта социальной психологией, прежде всего, необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и пр.

У конфликта выделяют четыре основные характеристики: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта.

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это — конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта.

Условия конфликта (возникновения и протекания): конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он протекает и развивается: социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их различными характеристиками.

Образы конфликтной ситуации: внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях), представления о противостоящей стороне и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников.

Предмет конфликта – связан с целями конфликтующих сторон, то что становится объектом противоречащих друг другу несовместимых притязаний сторон: конкретный объект, конкретная возможность, ценностное утверждение исключающее мнение другого и др.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Заключение.
Происходящие изменения в жизни общества и системе образования обозначили проблему поиска путей и условий повышения общественной активности личности студента в процессе обучения в вузе. Особое место в воспитательной работе со студентами тр ...

Особенности и проблема домашнего насилия
«Мой дом – моя крепость», - гласит известная поговорка. В идеальном представлении дом, семья – это место, в котором можно укрыться от любой опасности окружающего мира, в которой всегда можно получить помощь и поддержку. К сожалению, дейс ...

Организация исследования
Объект исследования – социальная адаптация ребёнка в дошкольном возрасте. Предмет исследования – влияние стиля родительского отношения на социальную адаптацию ребёнка. Целью исследования явилось изучение взаимосвязи стиля родительского ...