Общение как взаимодействие

Социальная психология » Общение как взаимодействие

Страница 3

Возможные действия участников конфликта: образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. Поскольку действия противостоящих сторон в большой степени влияют друг на друга, взаимообусловливаются, в любом конфликте они принимают характер взаимодействия.

Динамика конфликта: возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.

Функции конфликта:

1. Деструктивная функция: внутриличностный аспект (состояние психологического дискомфорта), на уровне группы (разрушение коммуникаций, ведет к рассогласованию взаимодействия, порождает стрессы). Для деструктивного конфликта характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий и т.д. (экспансия). Происходит наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента (эскалация).

2. Конструктивная функция конфликта возникает в том случае, когда столкновение порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Здесь внутриличностный конструктивный конфликт – источник развития личности, ее совершенствования, а в групповых и межгрупповых взаимодействиях конструктивный конфликт – предотвращение застоя, источник нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов и ситуаций

Бейлс свел все наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам:

Область 1)солидарность

позитивных 2) снятие напряжения

эмоций 3) согласие

Область 4) предложение, указание

решения 5) мнение

проблем 6) ориентация других

Область 7) просьба об информации

постановки 8) просьба высказать мнение

проблем 9) просьба об указании

Область 10) несогласие

негативных 11) создание напряженности

эмоций 12) демонстрация антагонизма

Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте.

Схема Бейлса получила довольно широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний, высказанных в ее адрес. Самое элементарное возражение состоит в том, что никакого логического обоснования существования именно двенадцати возможных видов не приводится, равным образом как и определения именно четырех (а не трех, пяти и т.д.) категорий.

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем посетить:

Тренинг как обучение и развитие
Тренинг порой воспринимается как нечто, связанное с работой – тренинг на рабочем месте, тренинг не на рабочем месте, схему обучения найму персонала. Часто тренинг считают формальным процессом, чьи составляющие: присутствие тренера и налич ...

Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи
Дети с разными нарушениями речи - это особая категория детей с нарушением звукопроизношения, понимая обращения речи, нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия. Нарушения речи бывают врожденные и приобретенные. С учето ...

Основные понятия в супервизии
Супервизия — буквально “надзор”, а у нас это называлось бы “наставничество”. Супервизионная работа является неотъемлемой частью подготовки психотерапевтов. Она может вестись как с начинающим психотерапевтом, так и с опытным специалистом. ...