Общение как восприятие людьми друг друга

Социальная психология » Общение как восприятие людьми друг друга

Страница 3

Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, которая может основываться на знании причин этого поведения. Если причины не известны, в условиях дефицита информации, начинается процесс приписывания друг другу, как причин поведения, так и самих образцов поведения или какие-либо другие более общие характеристики.

Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Возникает целая система способов такого приписывания каузальная атрибуция.

Область приписываемых характеристик определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда сфера приписывания значительно сокращается, другие – воспринимают преимущественно психологические характеристики других людей, и в этом случае открывается особый простор для приписывания.

Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется крайне субъективно. Возможна такая модель: плохим людям всегда приписываются плохие поступки, а хорошим – хорошие. В теориях каузальной атрибуции большое место уделяется идее контрастных представлений: когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.

В ситуации познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Определенную помощь в данном случае могут оказать различные личностные тесты, которым присущи те или иные ограничения, и в них фиксируется и измеряется то, что задано экспериментатором, а не сама реальность.

Проблема возникает и в том случае, когда используется метод экспертных оценок, так как и в данном случае, мы по существу имеем вновь два ряда субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта. Нет возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик. Одно из решений данной проблемы – осмысление всей совокупности «помех», стоящих на пути межличностной перцепции. К помехам могут быть отнесены все рассмотренные механизмы, эффекты. Однако знание этих помех может указать на факт такой неточности, но не помогает в определении ее меры.

В социальной психологии разрабатываются специальные приемы, ориентированные на повышение персептивной «сензитивности», т. е. точности восприятия. Разработаны разнообразные программы тренинга, помогающего обучить искусству более точного восприятия другого человека. Другой прием, применяемый в видеотренинге, состоит в том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Особое значение при этом имеет даже набор понятий, категорий, при помощи которых даются самим субъектом и другими людьми его описания. Это сближение собственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышению точности восприятия.

Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственным аффективным оценкам. Исследования аттракции главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Трудности решения проблемной ситуации клиента в связи со стереотипностью мышления
Процесс оказания психологической помощи строится на построении специальных, так называемых терапевтических отношений между специалистом и клиентом. Особенностью их является атмосфера доверия и направленность бесед на решение проблем клиен ...

Структура компетентности в общении.
В социально-психологическом тренинге компетентность в общении рассматривается более широко: как сложное образование, в которое входят значения, социальные установки, умения и опыт в области межличностного общения; как система внутренних с ...

Физиологические теории эмоций
Один из первых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления, точнее их внешнее выражение в поведении, - создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872 году он сформулировал три принципа выражения эмо ...