Особенности мышления человека, способствующие возникновению стереотипов

Психологические материалы » Социальная работа и психология » Особенности мышления человека, способствующие возникновению стереотипов

Страница 5

Распределительная система, существовавшая в нашем государстве так же наложила свой отпечаток: гражданин мог не использовать свои мыслительные способности в поиске работы и волнений за свое завтра.

Излишний контроль за "моральностью" поведения имел тот же результат. Избавленный от необходимости задумываться, человек конформно следовал ряду социальных норм, заданных государством, "обрастая алгоритмом поведения".

Даже восприятие человека глубоко подчинено социуму. Его нормам, задающим границы. Мы считаем запах отвратительным только потому, что нас приучили его таковым считать с раннего детства. То есть мы видим, слышим, чувствуем – воспринимаем то, что нас научили воспринимать. Даже если оно является частью целого или искаженным, а не реальным отражением.

Таким образом, мы можем увидеть, что у человеческого мышления есть множество предпосылок для ригидности, имеющей свои плюсы и минусы, с которыми можно работать для развития.

Стереотипы порождаются самой жизнью, а значит, являются необходимостью, определенной ее условиями. Наличие стереотипа играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования и не задумываться над бытовыми, многократно повторяющимися действиями и ситуациями и даже ускорить процесс познания. Все это экономит наши силы и время, нашу жизнь значительно упрощает, освоенные алгоритмы открывания двери, завязывания шнурков, изучения предметов, разговоров на общие темы со встреченными соседями и т. п.

Термин "социальный стереотип" впервые был введен американским журналистом У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью "представлений, которыми оперирует пропаганда". В более широком смысле "стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т. п.), складывающиеся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе, которым пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим объектом".

"Стереотип не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности. Возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формирую ошибочное знание людей, и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия".

Необходимо осознавать, что наша жизнь протекает в постоянно изменяющихся условиях, наше время требует решительных и нетипичных действий, зачастую не давая время на их обдумывание. В таких ситуациях мы используем привычные алгоритмы, а необходимостью являются нестандартные, нестереотипные, творческие решения и понимание того, что стереотипная реакция была хороша и полезна вчера, но сегодня или завтра может оказаться неактуальной и неадекватной; может быть, стоит от нее отказаться, так как определение истинности или ложности стереотипа должно строиться на анализе конкретной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рекомендуем посетить:

Характеристика объекта исследования.
Преступая к характеристике объекта исследования, мы должны отметить, что нашей целью является проверка гипотезы, о том, что сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося увеличивает позитивную мотивацию к обучению и снижает дисциплин ...

Бизнес – леди. Мифы о женском украинском предпринимательстве
Проблемы участия женщин в бизнесе в Украине мало исследованы, в отличие, например, от анализа "женской безработицы" или "бедности". Формирование среднего класса как условие стабилизации общества невозможно представить ...

Трудности решения проблемной ситуации клиента в связи со стереотипностью мышления
Процесс оказания психологической помощи строится на построении специальных, так называемых терапевтических отношений между специалистом и клиентом. Особенностью их является атмосфера доверия и направленность бесед на решение проблем клиен ...