Особенности мышления человека, способствующие возникновению стереотипов

Психологические материалы » Социальная работа и психология » Особенности мышления человека, способствующие возникновению стереотипов

Страница 8

Концепция творческой деятельности в области воспитания состоит, таким образом, в таком улучшении системы воспитания профилактики и коррекции, при котором она на самом деле лучше формирует творческие свойства личности.

Однако такая система воспитания не может быть создана только в результате административных распоряжений. Творческое, креативное воспитание может возникнуть лишь в том случае, если творчество будет признано приоритетной ценностью, как во всей общественной системе, так и в системе образования и воспитания.

Стремление к постоянному развитию, использованию потенциала возможностей должно стать целью и результатом общественного и индивидуального функционирования каждого человека.

Прежде, чем человек научится творчески действовать, необходимо развить у него способность творчески мыслить. А для этого нужно выяснить, при каких условиях формируется творческое, нестандартное мышление и при каких – ригидное, стереотипное.

Мышление отличается от других психических процессов тем, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых дана задача.

Особенности, доминирующие в творческом мышлении попытался сформулировать Дж. Гилфорд:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком новых, нетипичных творческих задач и охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению творческого решения. Вот эти условия в обобщенном виде:

1. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался довольно успешным, то это обстоятельство побуждает и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремиться применить его в первую очередь.

2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.

3. Возникновение стереотипа мышления, который мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи. Один из способов преодоления такого сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, затем вернуться к ней с твердой установкой, пробовать для поиска решения только новые пути.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Рекомендуем посетить:

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка
Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в п ...

Индивидуальное, общее и особенное в личности
Все психологические свойства имеются каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, в чем именно в чем именно состоят особенности взглядов, мотивов, отношений и др. Трудно найти двух человек, у которых они были бы оди ...

Пространственная и временная организация тренинга
Как правило, в процессе работы участники тренинга садятся в круг. Подобное расположение выбирается потому, что оно дает ряд преимуществ. В кругу обеспечивается: наилучший взаимный обзор, высокий уровень вовлечения в работу; все находятся ...