Понятия "проблемная ситуация" и "проблема"

Психологические материалы » Социальная работа и психология » Понятия "проблемная ситуация" и "проблема"

Страница 3

Построение мышления в проблемной ситуации, отличается от организации мышления в процессе решения задач. Если мышление при решении задач – это регулярное, правильно мышление по задачным правилам, то мышление в проблемной ситуации – это мышление в ситуации катастрофы. Первое, что требуется в ситуации катастрофы, - познать, в чем катастрофа, что в данной ситуации не срабатывает.

Назревает вопрос, как можно учить мышлению на примере ситуаций, которые каждый раз уникальны и в которых нет ничего повторяющего, регулярного, кроме самого состоянии ненормальности – "неработающих" правил, норм и знаний о построении процесса мышления? Но оказывается, что выявление и понимание того, что данная ситуация – ситуация ненормальная, ситуации именно "катастрофы", что в ней не срабатывают заранее заготовленные принципы и правила, а также попытка понять, что в данной ситуации с точки зрения имеющихся принципов и подходов к мышлению неправильно, противоестественно, катастрофично, - все это и означает "мыслить".

То есть, учиться именно мыслить в проблемной ситуации – значит формировать способность выявлять ненормальность ситуации и осуществлять в ней мыслительный ход. Именно в этом заключается помощь социального работника.

Главная задача современной социальной работы - обеспечить человеку независимую жизнь в сообществе так долго, как это возможно и осуществлять надзор за его попытками к независимости такими способами, которые бы служили долгосрочным интересам клиента и сообщества. Центральным принципом социальной работы является то, что ни один человек не должен чувствовать себя униженным вследствие установленного вмешательства, и что независимость клиента должна поощряться.

Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники. Таким образом, сама жизнь диктует необходимость данной профессии.

Анализ литературы (Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Ромм М. В., Ромм Т. А.) позволил сделать вывод о том, что социальная работа в России как общественное явление характеризуется некоторыми особенностями. Первая особенность формирования отечественной модели социальной работы состоит в том, что становление и развитие профессий "социальная работа" и "социальная педагогика" подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период.

Вторую особенность авторы видят в том, что существующий уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи в ходе известных событий был утрачен, и применить его на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно - слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, - хотя и не на пустом месте - создавать современную национальную систему социальной работы.

Третью особенность авторы органично связывают со второй; так как груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента, изучая, анализируя и адаптируя зарубежный опыт социальной работы.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Психологические и социальные основы современного брака
Конец двадцатого века был ознаменован кризисом типичной патриархальной семьи, для которой было характерна жесткая иерархия, безусловное подчинение мужчине, тесная межпоколенная связь. Одно из событий, радикально повлиявшее на изменение к ...

Структура невербального общения, краткая характеристика основных элементов невербального общения
Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походк ...

Понятие кризиса
Из возрастных кризисов наиболее разработаны, как уже было сказано, детские и подростковые кризисы. Это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во мног ...