Основные факторы, влияющие на успешность воспитания

Психологические материалы » Стратегии успешного воспитания личности » Основные факторы, влияющие на успешность воспитания

Страница 1

В педагогической литературе описано много вариантов различных ситуаций успешного воспитания и обучения. Среди них: ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражения (А.Н. Лутошкин), творчества (В.А. Караковский).

Одним из первых мыслителей, ищущих решения практических вопросов успешности воспитания и обучения был Ян Амос Коменский. Он стремился к тому, чтобы в школах было больше досуга, радостей и успеха. Коменский выдвинул важнейший принцип индивидуального подхода, предполагающего «доброжелательство и терпение». Педагог был убежден в том, что методы воспитания должны быть природосообразными., что обеспечивает возможность успешности ребенка в учении.

Английский философ, просветитель и педагог середины XVII века Джон Локк трактовал проблему воспитания в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия человека и общества. В связи с этим успешным он называл воспитанника, подготовленного «для деловых занятий в реальном мире». Дж. Локк отвергал догматизм в воспитании и обучении, подавление личности воспитанника. Тем не менее, телесные наказания им, по традиции, не исключались. Успешность в воспитании детей, по мнению английского философа, достигается за счет установления авторитета взрослого, который позволяет «сделать душу ребенка послушной дисциплине и разуму» [10, с. 145-179].

Выдающийся французский философ, педагог, писатель Жан-Жак Руссо развил теорию свободного воспитания, проникнутую великой любовью к ребенку, заботой о его естественном росте и развитии, его защите от насилия и произвола. Особое значение Ж.-Ж. Руссо придавал трудовой деятельности, в которой он видел единственный способ подготовки своего воспитанника к свободной и независимой жизни. Орудие, которое может вести к успеху, – хорошо направленная свобода, – считал Ж.-Ж. Руссо [10, с. 227]. Руссо считал, что воспитание должно быть живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но при этом не упускается из виду необходимость подготовки его к общественным обязанностям.

Великий педагог считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль:

- природа развивает способности и чувства;

- люди учат, как ими пользоваться;

- предметы и явления обогащают опыт.

Успешность воспитания, по мнению Руссо, определяется тем, что воспитатель гармонизирует действие этих трех факторов, обеспечивает естественное развитие ребенка и превращает воспитание в активный, полный оптимизма процесс [10, с. 194-199].

Немецкий педагог ХIХ века Фридрих Адольф Дистервег в основу успешного воспитания положил три фактора:

1) природосообразность, понимаемую им как развитие хороших задатков, «заложенных природой» в ребенке;

2) самодеятельность детей и их активность;

3) культуросообразность, т. е. учет уровня культуры данного времени и данной страны [13, с. 238].

Основатель вальдорфской педагогики немецкий философ и ученый Рудольф Штайнер главным условием успешности воспитания и обучения называл уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям. Он настаивал на строгом соблюдении ритмов, особенно в младшем школьном возрасте, поскольку, считал он, растущему организму легче функционировать в определенном режиме, наличие которого повышает вероятность успешности детского труда [3, с. 173].

Успешность воспитания, с точки зрения Н.И. Новикова, заключается в том, чтобы вырастить из детей людей образованных и счастливых, полезных и добрых граждан. Воспитание, по мнению русского просветителя, имеет три главные части: «воспитание физическое, касающееся одного тела; нравственное, имеющее предметом образование сердца, то есть образование и управление натурального чувствования и воли детей; и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума». Большое значение Н.И. Новиков придавал родительскому примеру и авторитету, который, несомненно, играет огромную роль в процессе семейного воспитания и образования.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Различие формальной, диалектической и содержательно-генетических логик. Мышление в подходах трех логик
Точка зрения формальной логики на процессы мышления не единственная. Более того, есть позиция, в соответствии с которой правильного мышления, описываемого и выделяемого формальной логикой, просто не существует, а так называемое "прав ...

Классификация задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения разв ...

Индивидуальное, общее и особенное в личности
Все психологические свойства имеются каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, в чем именно в чем именно состоят особенности взглядов, мотивов, отношений и др. Трудно найти двух человек, у которых они были бы оди ...