Основные факторы, влияющие на успешность воспитания

Психологические материалы » Стратегии успешного воспитания личности » Основные факторы, влияющие на успешность воспитания

Страница 2

В.Г. Белинский считал главным фактором успешного воспитания любовь. Самой большой ошибкой в воспитании детей он считал несоответствие предъявляемых к ребенку требований со стороны взрослых и детской природы, дающей ему наклонности и способности. К.Д. Ушинский главную роль в воспитании детей отводил семье, утверждая, что именно родители являются первыми воспитателями своих детей и полагают первые успехи или неуспехи воспитания. высказывал Успешность воспитания, по мнению Н.А. Добролюбова, заключается в соблюдении разумности, и разумность эта должна быть ведома не только учителю, но и самому ребенку.

Русский писатель и педагог Л.Н. Толстой сформулировал цели народной школы: воспитание творческой, нравственной личности, а в процессе обучения – формирование творческого мышления и нравственного самосознания, получение народного образования. Успешность обучения и воспитания, по мнению Л.Н. Толстого, предопределяет, прежде всего, «дух школы», своеобразный психологический настрой учителей и учеников. Великий русский писатель был убежден в неразделимости воспитания и образования. Он предложил два правила воспитания: самому воспитателю работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от воспитанников. Соблюдение этих правил, по мнению Л.Н. Толстого, предопределяет успешность процесса воспитания.

П.Ф. Лесгафт считал, что основным фактором успешного воспитания является положительное отношение к ребенку в семье. По его мнению, ребенок, окруженный большею разумной добротою и любовью, является более мягким и любящим человеком. Главными основаниями, которых необходимо придерживаться, воспитывая ребенка в семье, П.Ф. Лесгафт называл чистоту, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности [5].

Русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев к свойствам истинного воспитательного идеала отнес следующие:

1) всестороннее развитие общечеловеческих качеств;

2) развитие свойств возрастов, переходящих в другие возрасты;

3) заботливое внимание к тем свойствам возрастов, которые не переходят в другие виды;

4) возможное ослабление плохой наследственности;

5) воспитание человека среди природы и для господства над природой;

6) воспитание человека среди общества, для служения общественному развитию (в отвлеченной форме: самостоятельное служение истинному, доброму и прекрасному) [4, с. 56-57].

Основной «секрет» успеха воспитания детей советский педагог А.С. Макаренко видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношения между собой – все это влияет на детей, формирует их личность. Основные принципы воспитания, по убеждению А.С. Макаренко, должны быть следующие:

1) уважение и требование;

2) искренность и открытость; 3) принципиальность;

4) забота и внимание, знание;

5) упражнение;

6) закалка;

7) труд;

8) коллектив;

9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости;

10) детская радость, игра;

11) наказание и награда [6, с. 48].

Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет классифицировать факторы успешности воспитания в зависимости от того, к какому структурному компоненту педагогической системы они относятся.

Первая группа факторов связана с целью воспитательного процесса. К ним можно отнести:

- соответствие поставленной цели возрастным и другим особенностям детей;

- преемственность целей систем разных уровней (семья, детский сад, школа, вуз и т.д.).

Ю.К. Бабанский заметил, что «Правильно поставленные цели имеют определяющее значение в организации успешной деятельности» [1, с. 67].

Вторая группа относится к учебной информации и включает такие факторы, как:

- содержание, количество и качество учебного материала;

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы ...

Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста
По данным И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой можно выделить несколько уровней психологического здоровья детей : 1. Креативный уровень (ребенок – творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья его высший ...

Понятия руководство и лидерство
Руководство и лидерство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального со ...