Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп

Психологические материалы » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп

Страница 2

Различными исследователями численность малой неформальной группы определяется неодинаково. Часть исследователей полагает, что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. Противники теории «диадического взаимодействия» считают, что диаду вообще нельзя считать малой группой. Таким образом, дискуссия по этому вопросу не окончена.

Не менее остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Хотя выдвигались известные аргументы в пользу такого определения (поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, а это, по аналогии с памятью, может быть обеспечено в случае присутствия в группе 7±2 членов), эти данные оказались не подтвержденными экспериментально.

Если обратиться к практике исследований, то там находим самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Таким образом, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний».

Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.

Группа сформирована, если между ее членами установилась система взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система взаимодействий в группе предполагает ориентацию не на отдельного человека, а на всех её членов, коллектив. Поэтому особое значение приобретают в группе ценности социальной солидарности. Солидарность предполагает признание значимости группы, готовности индивида подчиниться групповым нормам. Тем самым группа определяет, а подчас навязывает определенные образцы поведения своим членам. Если участник малой неформальной группы исповедует другие взгляды и ориентирован на другие ценности, он или вынужден "подчиниться" группе или уйти из нее.

Неформальные подгруппы являются неотъемлемым атрибутом подавляющего большинства малых групп, представляют собой такое же реальное явление, как и сама группа. Они возникают и играют важную роль в различных типах малых групп, будь то группы дошкольников или старшеклассники.

Уже в 60-е гг. предметом исследования стало влияние неформальных групп на развитие личности школьника. X. Лийметсом и Э. Маркварт (1966) было выявлено, что неформальные группы в жизни молодежи играют существенную роль. 95% пятнадцатилетних входят в ту или иную неформальную группу. Эти группы играют преимущественно компенсаторную роль, удовлетворяя те потребности развивающейся личности, которые недостаточно или вообще не удовлетворяются школой или семьей. Возможности асоциального развития наблюдались среди членов тех неформальных групп, которые были гетерогенными по возрастному и половому составу. Эти группы состояли преимущественно из учащихся, которые отвергались в своем школьном классе. [2;88]

Поскольку на развитие личности существенное влияние оказывают межличностные отношения, то особое внимание было обращено на выявление факторов становления социометрического статуса ученика в классе. Выявлено влияние профессии родителей на вероятность становления лидера в классе, влияние информированности на лидерство и личную предпочитаемость; выявлен комплекс факторов, обусловливающих «отвергнутость» того или иного учащегося в классе. В начале 70-х гг. были сделаны попытки обобщить имеющиеся эмпирические данные. В соответствии с теоретической гипотезой основной движущей силой психического развития является какое-либо нарушение динамического равновесия между личностью и группой, а также между группой, с которой индивид себя отождествляет, и ее социальной средой. Такое представление о психическом развитии проверялось в ряде экспериментальных работ (X. Лийметс, 1981 - 1985; Э. Верник, 1981; У. Кала, X. Лийметс, Э. Выханду, 1985, и др.). Лабораторные исследования малых неформальных групп учащихся могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем посетить: