Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп

Психологические материалы » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп

Страница 7

Антисоциальные компании также связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения. Молодежная преступность является, как правило, групповой, и истоки ее часто лежат именно в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся так называемые трудные подростки или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности перерождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гипер- идентификацию с группой и ее лидером, в неумение и нежелание сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев. В большинстве случаев наблюдалось, что направленность антисоциальной группы создаётся в основном за счёт характера личности лидера, то есть здесь в большей степени влияет лидер на группу, чем группа на лидера. В малых неформальных группах учащихся существуют свои лидеры. Лидер инициирует интересные формы совместной деятельности, планирует пути достижения цели, оказывает влияние на распределение функций членов группы, в значительной степени способствует установлению определенной эмоциональной атмосферы в группе, развивает общественную активность группы. Лидер должен остро чувствовать отношения в группе, обладать способностью формулировать не осознанную другими потребность группы. Большие товарищеские группировки, в первую очередь мальчишеские, вообще характерны для данных возрастов. Довольно часто они охватывают представителей разных классов. Таким товарищеским и дружеским общностям не следует мешать формироваться, если, конечно, основой их создания не являются дурные дела, стремление к изоляции и противопоставлению классу. Но нередко бывает, что неформальный лидер утверждает свой авторитет среди учащихся грубыми нарушениями дисциплины на уроке, начинает сознательно противодействовать учителям: ведет себя с ними дерзко и вызывающе, мешает проведению учебных занятий, провоцирует непослушание и шалости других учащихся. Активность такого неформального лидера А.Н. Сухов рекомендует не подавлять, а направлять на разумные цели, привлекать его к организации добрых дел. [28;114]

Малые неформальные группы - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи".

Выделяют следующие основные признаки неформалов:

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса;

2) Слабо выраженная внутренняя структура;

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы;

4) Слабые внутренние связи;

5) Очень сложно выделить лидера;

6) Не имеют программы деятельности;

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны;

8) Представляют альтернативу государственным структурам;

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации. [31;138]

Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

1. Сотрудничество;

2. Оппонирование и критика;

3. Оппозиция и борьба.

Это был своего рода протест части молодежи против формализма в общественных организациях, неудовлетворительную организацию досуга, однако это процесс принял искаженные, зачастую социально опасные формы: вызов обществу, протест; вызов семье, непонимание в семье; нежелание быть как все; желание утвердится в новой среде; привлечь к себе внимание; не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране; копирование западных структур, течений, культуры; религиозные идейные убеждения; дань моде; отсутствие цели в жизни; влияние криминальных структур, хулиганство; возрастные увлечения. [18;4]

Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется. Однако неформалы существуют.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рекомендуем посетить:

Практические рекомендации по коррекции агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста
Коррекция агрессивного поведения подростков в учебном процессе. Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей, мотивации у ...

Психолого-педагогические условия развития памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР
То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются резуль ...

Психологический аспект
Стресс – является давлением или напряжением испытываемым человеком. Дистресс – это чрезмерный стресс с обязательным ухудшением адаптации организма к среде и с обязательным же сопровождением отрицательными эмоциями. Ганс Селье говорит о то ...